Икона Ангел Златые власы

Икона Ангел «Златые власы»

Одно из древнейших иконописных изображений хранится в фонде Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. «Ангел Златые власы» — такое нетрадиционное название для иконы имеет изображение архангела Гавриила.

История создания святого лика

Доподлинно не известно, каково имя живописца, создавшего эту икону. Исследователям удалось установить, что иконописное изображение принадлежит новгородской школе, посему было сделано предположение, что написана она рукою монаха Новгородского монастыря, чье имя, к большому сожалению, не сохранилось.

Икона «Златые власы» когда-то была частью деисусного чина — композиции, состоящей из трех до семи икон и более, главное правило — количество икон должно быть нечетным.

Интересно! Деисусный чин пришел из Византии и само слово «деисус» означало моление, однако, на русской почве такое слово не вполне было понятно, потому вскоре было заменено именем Христа.

Изображение архангела Гавриила традиционно располагалось рядом с Иисусом Христом, с левой стороны.

Значение иконы

«Златые власы» — это уникальное изображение лика архангела Гавриила в таком варианте, когда его лицо как бы максимально приближено к нам. Известно, что другие изображения Гавриила представлены либо изображением его верхней части, либо во весь рост.

Статьи о других иконах с изображением ангелов:

Значение архангела Гавриила для христианства довольно велико, ведь именно он известил Деву Марию о том, каково ее предназначение и посвятил в тайну рождения Божьего сына — Иисуса Христа, которому будет предназначено стать Мессией.

Интересно! Неслучайно и название иконы, ведь буквально каждый локон ангельских волос исполнен тончайшей нитью сусального золота и выполнен в особой технике — «ассиста». Золото волос архангела вступает символом божественного начала, а блеск золотых прядей связан символически со светом иной, вечной жизни.

В чем помогает

Согласно Евангелию, Гавриил — архангел, приносящий добрую весть. Считается, что обращение к нему помогает избежать уныния и вернуть умиротворение.

В Священном Писании говорится о важной миссии, возложенной на Архангела Гавриила:

  • он должен был принести добрую весть Елизавете, находящейся в преклонных годах и не имевшей детей, о рождении сына, ставшего известным, как Иоанн Креститель или Предтеча;
  • вторую добрую весть Гавриил принес Марии, указав на ее предназначение от Бога и рождение Иисуса Христа.

Учитывая сказанное выше, к помощи архангела Гавриила прибегают в тех, случаях, когда речь идет о деторождении. Искренняя молитва перед иконой архангела «Златые власы» поможет исцелиться от бесплодия, а также беспроблемно выносить плод. Кроме того, обращаются к архангелу Гавриилу тогда, когда решают усыновить или удочерить ребенка, но находятся в раздумьях — молитва помогает понять глубже свое желание и утвердиться в нем либо же отказаться от желаемого на некоторое время.

Совет! Архангел Гавриил также покровительствует лицам творческого труда. Иметь икону «Златые власы» потому рекомендуется музыкантам, художникам, поэтам и педагогам.

Считается, что молитвенное обращение к иконе людей творческих поможет умножиться в таланте и реализовать себя в новых областях.

Что нужно знать про икону

С иконой Архангела Гавриила «Златые власы» связана одна известная в Петербурге история, произошедшая не так давно.

Однажды в Русский музей, где икона хранится запечатанной в специальную капсулу, чтобы обеспечить ей сохранность, пришел известный предприниматель со своей женой, которая руководит некоторым благотворительным фондом. Пришедшие просили руководство музея перенести икону в Михайловскую церковь и выдать ее им для этого. Директор музея вынужден был искать защиты у общественности и обратился с просьбой защиты реликвии и ее хранения именно в Русском музее, где многие люди могут увидеть древнейшую икону.

Благодаря широкой огласке удалось отстоять местонахождение иконы «Златые власы». Удачно сослужила тут и история других ценных предметов, взятых ранее благотворителями, но не возвращенными.

Ещё статьи об ангелах:

Описание иконы

Центром иконы, безусловно, являются глаза Гавриила, сочувствующий и понимающий взгляд архангела. Хотя лик Гавриила написан новгородской иконописной школой, в изображении чувствуются также и византийские традиции — это, в первую очередь красота и молодость архангела, роднящая его также с эллинским искусством.

Следует заметить, что изображение архангела восстановлен реставраторами на основе того красочного слоя, который был датирован XVII веком, установить же первый слой не удалось из-за плохой сохранности иконы.

Архангел, согласно своему имени, которое с древнееврейского переводится «сила Бога», изображен бесстрастным и безмятежным, он, как провидец, помогает людям, остановившим свой взгляд на этой иконе, хоть немного подняться над своими проблемами и обратить взор к Богу, в том случае и наступит умиротворение.

История иконы

История обнаружения иконы «Златые власы» такова — находка была обнаружена при кладовой на Кремлевской колокольне историком Филимоновым.

Далее, поступив в Румянцевский музей, она просуществовала там до самого его расформирования в 1925 году, а после была передана вместе с другими христианскими реликвиями в Государственный исторический музей.

В этом музее реставратором Брагиным была выполнена расчистка иконописного изображения и здесь же, в 1926 году икона впервые была выставлена на выставке, посвященной древнерусской иконописи.

В 1930 году, вместе с другими православными реликвиями икона была перемещена в Третьяковскую галерею, а в 1934 году поступила, наконец, в Русский музей, где находится и по сей день.

Какова история и в чем помогает икона “Ангел Златые Власы”

История создания святого лика

К нашему времени сохранилось совсем немного памяток начала древнерусского иконописного периода, чтобы сказать с точностью, к какой школе принадлежит «Ангел». Исследователи выдвигают несколько наиболее вероятных гипотез происхождения. Наиболее вероятной считается принадлежность иконы новгородским мастерам, но некоторые считают возможным суздальское или киевское происхождение творения.

Икона «Ангел Златые Власы» – лучший образец древнерусской иконописи

Что касается времени создания, то здесь все более определенно. Икону относят к XII веку, хотя с поправкой на то, что в ХVII веке часть картины была переписана: фон, части головы и хитона. Вопрос об авторе остается открытым. Скорее всего, творение вышло из-под кисти одного из монахов новгородского монастыря. Но среди авторитетных ученых высказывалась мысль и о том, что «Ангел» может быть создан известным иконописцем «греком Петровичем», который в конце XII столетия работал над росписью церкви в Новгороде.

Видео «Молитвы к архангелу Гавриилу»

В этом видеосюжете представлены молитвенные обращения к ангелу.

Значение и описание святыни

На иконе, которая входила в состав оглавного деисусного чина, изображен Архангел Гавриил. Деисус мог состоять из нескольких икон, главное требование – нечетное число. Голова архангела обычно располагалась слева от изображения Иисуса, смиренно склоненная перед Спасителем.

Гавриил, или светлый вестник, объяснял людям видения, которые носили пророческий характер, разъяснял смысл различных событий. Именно он принес Деве Марии радостную весть о рождении младенца Иисуса, возвестил родителям Иоанна Предтечи о рождении сына.

Название иконы выбрано не случайно. Золотые волосы архангела, выполненные в стиле «ассиста» из сусального золота символизируют божественное начало, свет вечной жизни.

Сам архангел Гавриил изображен в византийском стиле, о чем свидетельствует греческий тип лика, мягкая совершенная моделировка. Но есть и индивидуальные черты: отсутствие суховатой суровости и аскетической отвлеченности. В иконе присутствует задушевность, выраженная в одухотворенном лике архангела с затаившейся в глазах печалью. В глазах кроется сочувствие к человеку.

Создать воздушное и неземное пространство в иконе помогла техника многослойного вохрения с санкирной подосновой. Легкости лику придали и белильные оживки с тонкой подрумянкой губ и щек. Цветовая гамма тщательно подобрана и рафинирована.

Цветовая гармония, единство тона, соразмерность форм и ритм округлых линий свидетельствуют в пользу изысканно-усложненной византийской манеры.

В чем помогает икона «Ангел Златые Власы»

Архангел всегда приносил добрые вести. Поэтому и обращение к нему помогает вернуть умиротворение и одолеть уныние. Кроме того, Гавриил приносил вести о рождении. Именно поэтому часто к молитве перед иконой прибегают люди, которые хотят, но не могут завести детей: молятся об исцелении от бесплодия, о благополучном вынашивании ребенка и родах.

Обращаются к архангелу и в случаях сомнений, когда хотят усыновить ребенка, но не решаются.

Также считается, что молитва к архангелу помогает творческим людям, которые просят о развитии таланта и о самореализации. Это могут быть не только художники, музыканты и поэты, но и учителя, исследователи.

Молитва архангелу Гавриилу

Существует немало вариантов теста молитвы к архангелу Гавриилу. Самый полный и распространенный выглядит так:

Иконы – не просто живописные полотна для верующих. В них сосредоточена духовная сила и надежда человека на помощь свыше. В каждом полотне своя мощь и свое предназначение, поэтому изучение истории икон будет не только не лишним, но и занимательным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Икона Ангел Златые власы

Ангел Златые власы – это икона 12 века. Это уникальное творение неизвестного иконописца, выполненное в византийском стиле редким приёмом письма. По уникальности таких икон в мире известно около двадцати. Икона относится к шедеврам мирового искусства. Авторство её стилистики можно отнести к новгородским мастерам фресковой росписи Спасо-Преображенского храма на Недерице. Она была найдена историком Филимоновым Г.Д. во второй половине 18 века в Кремле на колокольне среди предметов, которые предназначались для уничтожения как ненужный хлам. В Кремль икона, скорее всего, попала в 16 веке во времена правления Иоанна Грозного. Икона Златые Власы дошла до наших времён в ветхом и уже в изменённом переписанном состоянии. Доподлинно неизвестно, где икона Ангел Златые власы находилась раньше. Принято считать, что этот образ был в иконостасе одного из храмов Новгорода. Современные реставраторы обнаружили следы обновления, датируемые 18-м веком.

Значение иконы «Ангел Златые власы»

Это единственное изображение архангела Гавриила, лик которого крупно изображён на всей поверхности иконы. Архангел традиционно на иконах представляется или во весь рост, или по пояс с атрибутами ангельского служения. Архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о её предназначении и рождении ею сына Божия Иисуса Христа — спасителя всего мира.

Большие глаза архангела Гавриила на иконе Ангел Златые власы притягиваю взгляд как магнит, и хранят тихую печаль. На плечах ангела красиво уложены густые волосы. Каждый ангельский волос выложен золотой сусальной нитью и выполнен по специальной технике. Значение золотых нитей символизирует Божественную силу, свет вечной жизни и неземное ангельское происхождение Архангела Гавриила. Его лик одухотворён и совершенен. В образе Архангела чувствуется сострадание к падшему человеку, смирение и покой.

В чём помогает икона «Ангел златые власы»

Архангел Гавриил — ангел добрых, хороших, спасительных вестей. Помогает обрести радость и умиротворение.

По преданию Архангел Гавриил являлся с такими вестями матери Иоанна Крестителя — святой праведной Елизавете о скором зачатии сына, хотя святая была бесплодна и на момент зачатия была уже в глубоко преклонных годах, и Деве Марии — о её Божественном предназначении и рождении Господа нашего Иисусу Христа. Поэтому чистосердечная горячая молитва от всего сердца перед иконой Ангел Златые власы помогает:

  • в исцелении бесплодия;
  • благополучном течении беременности и родах;
  • если хотите усыновить ребёнка.

Ангел Златые власы — это икона, покровительствующая людям творческих и наставнических профессий. Она станет прекрасным подарком и помощницей для музыкантов, поэтов, педагогов, всех кто любит создавать тёплую доверительную атмосферу, дарить радость и счастье людям. Представителей этих профессий икона Ангела золотые волоса будет вдохновлять на создание и реализацию новых творческих идей.

Сегодня икона хранится в Русском музее в специальной капсуле и доступна для посетителей. Новейшая история образа омрачена скандалом, когда иконой «Ангел Золотые волоса» заинтересовались представители некоего благотворительного фонда, ранее уже сотрудничавшего с Русским музеем. Известный предприниматель и его жена, являющаяся руководителем благотворительного фонда, обратились к руководству музея с пожеланием взять уникальную икону для якобы перенесения ее в Михайловскую церковь. Руководству музея пришлось прибегнуть к огласке сложившейся ситуации через средства массовой информации. Было принято решение отказать представителям фонда в выдаче святыни, которой около 800 лет в связи с недобросовестным выполнением своих обязательств и невозвращением выданных ранее ценных экспонатов.

Молитва Архангелу Гавриилу

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних сил

Ангел Златые Власы

Школа или худ. центр: Новгород

Вторая половина XII в.

  • Onasch 1961: XII в.
  • Лазарев 1969: 1130–1190-е годы
  • Алпатов 1974: XII в.
  • Onasch 1977: XII в.
  • Лазарев 1986: Конец XII в.
  • Лазарев 2000/1: Вторая половина XII в.
  • Иконы Успенского собора 2007: Ок. 1200 г.

Происходит из Румянцевского музея, где находилась в Отделении древностей и считалась произведением Симона Ушакова.

Вторая половина XII века. 48,8×39. Русский музей, Ленинград [2115].

Из Румянцевского музея в Москве, где входила в состав собрания памятников древнехристианского отдела. Стилистическая близость к иконам «Спас Нерукотворный» и «Устюжское Благовещение» не оставляет сомнений в принадлежности иконы к новгородской школе. Сохранность хорошая. Первоначальный золотой фон утрачен и заменен в XVII веке зеленым. При этой операции несколько пострадал силуэт головы. Для типа лица ангела ср. изображение архангела Михаила в апсиде собора в Монреале ( Kitzinger E. I mosaici di Monreale. Palermo, 1960, tav. 87).
¦

  • Onasch 1961. [477] Onasch K. Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1961. — S. 349, Taf. 13.
  • Лазарев 1969. [48] Лазарев В. Н. Новгородская иконопись = Novgorodian icon-painting. — М.: Искусство, 1969. — Стр. 11, № 10.
  • Алпатов 1974. [4] Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — № 3.
  • Живопись домонгольской Руси 1974. [162] Живопись домонгольской Руси: Каталог выставки. — М.: Советский художник, 1974. — Стр. 29-31, кат. № 3.
  • Onasch 1977. [3] Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 8.
  • Алпатов 1978. [89] Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №39, стр. 299.
  • Лазарев 1986. [21] Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. — Стр. 112, табл. 373.
  • Шалина 1997. [9731] Шалина И. А. Икона «Ангел Златые власы» и русская художественная культура около 1200 г // Дмитриевский собор во Владимире: к 800-летию создания. — М.: Модус граффити, 1997. — С. 188–219.
  • Лазарев 2000/1. [9] Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 35-36, 165, № 6.
  • Русская иконопись 2003. [575] Русская иконопись. Большая коллекция. — М.: Белый город, 2003. — Илл. 2.
  • Glory of Byzantium 2006. [690] The Glory of Byzantium: art and culture of the M >[932] Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М.: Северный паломник, 2007. — Прил. 2, кат. № 6, стр. 226-227.

Икона Ангел «Златые власы». Архангел Гавриил. ХII век. Государственный Русский Музей

На первом занятии БИС «Русская национальная традиция» Любовь Михайловна рассказывала об иконе «Ангел Златые Власы». Эта икона меня поразила. Хочу поделиться с Вами той информацией, что я нашла об этой иконе и комментариями Любови Михайловны.

Древняя икона дошла до наших дней с большими утратами красочного слоя и поздними переделками. Фон, опись головы архангела и часть хитона были переписаны в позднейшие времена, возможно, в ХVII веке. Лик прописан при реставрации. Но даже то, что сохранилось — свидетельство выдающегося иконописного мастерства художников Киевской Руси.

Икона получила известность в первой половине 1920-х годов, когда была обнаружена в Отделе древностей Румянцевского музея в Москве. Она была настолько записана, что атрибутировалась Симону Ушакову. Откуда происходит «Ангел Златые власы», где он находился на протяжении почти восьмисот лет, как попал в Румянцевский музей, никому не известно и теперь уже никогда не будет известно.

После того как икона попала в поле зрения исследователей, оценка ее значения неуклонно повышалась. Это сказалось на ее перемещении из одного крупного музея в другой. При расформировании в 1925 году Румянцевского музея икону распределили в Государственный Исторический музей. Там икона была впервые показана в 1926 году на выставке памятников древнерусской иконописи. После выставки «Ангела Златые власы» забрала Третьяковская галерея. В 1934 году галерея, которой было свойственно ценные вещи забирать, но отнюдь не отдавать, все же передала икону в Русский музей. Она стала самым древним иконописным памятником в его собрании.

О принадлежности «Ангела Златые власы» к той или иной иконописной школе в специальной литературе существуют самые разнообразные предположения. Некоторые исследователи считали его творение суздальских мастеров, другие относили к Киеву. Чаще всего икону выводили из Новгорода. Однако до нашего времени дошло слишком мало памятников начального древнерусского периода, чтобы с полным основанием говорить о существовании на Руси в XII веке региональных иконописных центров. Иконопись этого периода, как и вся древнерусская культура домонгольского времени, была теснейшим образом связана с Византией, откуда Русь приняла крещение и общие христианские традиции. В. Н. Лазарев высказал осторожное предположение, что эта икона, также как «Спас нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте (ГТГ) и «Устюжское благовещенье» (ГТГ), «вышли из мастерской „грека Петровича“, который, по свидетельству Первой Новгородской летописи, расписывал в 1196 году церковь Положения ризы и пояса Богородицы в Новгороде». Вместе с тем Лазарев добавляет: «Было бы, однако, неверно связывать византизирующее направление в новгородской иконописи XII века только с деятельностью этой мастерской» (Лазарев В.Н. История византийской живописи. — М., 1986. С. 112.).

О близости иконы к византийским памятникам говорит восточный, греческий тип архангела, совершенство его мягкой моделировки. Однако в «Ангеле Златые власы» нет суховатой аскетической отвлеченности, свойственной многим византийским иконам комниновского периода.

«Ангел Златые власы», архангел Гавриил, безусловно, не бытовал как отдельный молельный образ, а входил в состав оглавного деисусного чина, который, возможно, стоял на верху алтарной преграды неизвестной нам церкви. Этим объясняется поворот головы архангела влево, в сторону Спаса Вседержителя, чья икона должна была находиться в центре, а также редкий иконографический тип Гавриила. Обычно он изображался по пояс или в полный рост в традиционном облачении и с архангельскими атрибутами. На этой же иконе представлен только лик Гавриила крупным планом, хотя доска небольшая.

Вдохновенная торжествующая красота архангела — своеобразный эталон эстетических представлений византийских иконописцев. Лик архангела наполнен тихой печалью, которая видна в задумчивом взгляде его по-византийски огромных глаз. Целостность иконного образа покоится на цветовой гармонии, единстве тона, соразмерности форм, ритме округлых линий. Особенным благородством отличаются линейные абрисы и покрытые золотым ассистом пряди волос архангела, благодаря которым он получил прозвание «Златые власы».

В иконе использована техника многослойного вохрения с постепенным высветлением охры в выступающих местах лика. В затененных местах тенями просвечивает зеленоватая санкирная подоснова. Работа над иконой была завершена сейчас слабо выраженными белильными оживками и тонкой подрумянкой губ и щек. Все это создавало впечатление воздушного, неземного иконного пространства, отвечающей метафизической значимости образа. Рафинированность цветовой гаммы и изысканно-усложненная манеры письма «Ангела Златые власы» свидетельствуют о его византийском происхождении.

Комментарии Любови Михайловны:

Отзовитесь только на линию верхнего века. Вы должны уловить характер линии.

Разве Вы не чувствуете полета, легкости, воодушевления? Попробуйте нарисовать этот глаз. Можно же нарисовать его по разному, но полета не будет, хотя форма практически будет такая же. Но если Вы попытаетесь вчувствоваться в эту линию верхнего века, попытаетесь откликнуться, то в Вашей душе может родиться тоже, что есть в этой линии. И в этом движении руки, в этой линии и восторг и полет. Образ строится именно на этом. И тогда в этом лике Вы не будите искать изображение юноши, девушки и т.д. Это отображение Небесного мира, это неземной мир, это не портреты! Икона – это не портреты, не пейзажи! Это Небесный мир, и Вы к нему прикасаетесь, когда Вы чувствуете этот воодушевляющий полет линии.

Божественное утешение воплощено в этом лике «Ангел Златые Власы». В Русский музей, когда Вы будите в Петербурге, надо пойти ради этой иконы. Он утешает, он дарит надежду, он успокаивает. И это Божественное утешение, и это Божественная надежда.

Только если Вы улавливаете эти духовные смыслы иконы, икона раскрывается перед Вами. Вы можете знать все иконографические сюжеты и даже прочитать Библию, но только когда в теле возникает этот отклик, Ваша душа прикасается к иконе, и икона раскрывается. Мало того, икона формирует Ваши души.

С картинкой иконы помогла Любовь Михайловна.

Икона «Ангел Златые власы» останется в Русском музее

Русский музей обладает одной из самых больших коллекций средневекового искусства. Среди экспонатов выделяется ценная и древняя работа новгородской школы иконописи – «Ангел Златые власы» («Архангел Гавриил») XII века.

Особенность образа – в волосах ангела, они выложены нитями из сусального золота. Памятник искусства мирового художественного уровня представлен в основной экспозиции и хранится в специальной капсуле, которая стабилизирует ее состояние.

Лик святого стал камнем преткновения и обратил внимание общественности к вопросу, возможно ли частной инициативе повлиять на внутреннюю жизнь государственных музеев.

МЕЧТЫ О РЕЛИКВИИ

Внимание к новгородскому шедевру XII века, который уже 150 лет находится под бережным уходом сотрудников музеев, привлек известный бизнесмен Сергей Шмаков.

Являясь совладельцем благотворительным фонда « Иваново дело» (директором его является жена Сергея Светлана, – прим. автора) он обратился к Министерству культуры, а те, в свою очередь, в музей. Его просьба: на время переместить образ из выставочного пространства основного здания на Инженерной улице в церковь при Михайловском замке.

Икона не переживет переезда, уверены специалисты. Фото: Олег ЗОЛОТО

Хотя замок и является филиалом Русского музея, хранители реликвии выступили против. Любое воздействие на икону может негативно повлиять на хрупкий образ, да и жива в памяти история с образом Тропецкой Богоматери. Ее Шмаков тоже просил на время, а потом вывез в коттеджный поселок Подмосковья . После неоднократного продления договора об аренде, музей узнал, что икона им больше не принадлежит.

– Мы однажды столкнулись с вопиющим случаем, когда музейная реликвия была приватизирована частным лицом, – сказал и.о. заместителя директора по научной работе Русского музея Григорий Голдовский. – Каких-то законных рычагов, чтобы вернуть ее в музей, в настоящее время, у нас, к сожалению, нет.

Чтобы не вставать на те же грабли во второй раз, музей забил тревогу. Специально для этого созвали расширенный научно-реставрационный совет Русского музея, который выдал резолюцию: икона находится под угрозой и может быть утрачена.

СПАСЕНИЕ АНГЕЛА

Представители Русского музея. Фото: Олег ЗОЛОТО

Икона за все время своего существования была на сторонних выставках шесть раз. Перед каждой экспозицией образ исследовался специалистами, которые давали заключение, как влияет перемещение на ее состояние. В 1997 году, когда икона передавалась на выставку в нью-йоркский музей «Метрополитен», эксперты не советовали трогать реликвию.

– Икона очень хрупкая, есть опасность появление «грядок» и вздутий, – зачитала заключение экспертов заведующая сектором реставрации древнерусской живописи, художник-реставратор высшей категории Елена Азарнина. – Многочисленные отверстия гвоздей в деревянной основе могут способствовать образованию новых и расширению старых трещин.

Одним словом, перенос иконы, по мнению специалистов, возможен только в пределах здания. И лишь в случае крайней необходимости.

Реставраторы также убеждены, что если даже икону поместить в специальный «саркофаг», в котором будет установлена нужная температура и необходимая влажность, перемещение и транспортировка разрушат ее.

– Памятник культуры сравни человеческому организму, – подытожила и.о. главного хранителя Русского музея Ольга Бабина . – Если не трогать хронические заболевания, то он просуществует длительное время. Так и здесь: не нужно трогать реликвию и она пробудет с нами еще долго.

ИНТЕРЕСНО

Первоначальное происхождение иконы «Ангел Златые власы» неизвестно. Скорее всего, она была создана новгородцами, на это указывает художественный стиль.

Икона была обнаружена в 1864 году при разборке «рухлядной» кладовой в «палатке» на Ивановской колокольне в Кремле, где были сложены «ветхие и негодные к употреблению» памятники, предназначенные к уничтожению.

В 1934 году была передана из фондов Третьяковской галереи в Русский музей, для улучшения качества экспозиции домонгольской живописи.

Икона Ангел Златые власы

Об и коне “Архангел Гавриил” из деисусного чина (“Ангел Златые власы”), около 1200 года, инв. No. ДРЖ-2115, дерево, левкас, темпера, 49 х 38,8.

Образ архангела, получивший только в XX в. название «Ангел Златые Власы», – является шедевром домонгольской иконописи, одной из древнейших русских икон, которых сохранилось в мире не более двух десятков. Памятник искусства мирового художественного уровня, одно из величайших произведений в ряду национальных государственных сокровищ.

Первоначальное происхождение иконы не известно. Скорее всего, была создана новгородцами, поскольку художественный стиль ее очень близок манере одного из мастеров фресковой росписи церкви Спаса Преображения на Нередице (1198/1199). Написана редким приемом бессанкирного личного письма, отличающегося прозрачной карнацией, обнажающей подробно оттушеванный рисунок. Стиль живописи позволяет рассматривать икону в кругу позднекомниновских византийских памятников, которые не утратили классической ясности, величия образа, и отнести ее к одному из направлений позднего XII века, сохранявшему объемную моделировку антикизирующих форм. Весомая пластическая моделировка в них соединялась с отвлеченно-идеализированным типом одухотворенного лика. Вместе с тем, заметная утрированность рисунка, преувеличенные глаза, изогнутый нос позволяет связывать ее с умеренно-экспрессивным вариантом новгородской живописи около 1200 года. Историческая ситуация в Новгороде на рубеже веков, сильное влияние искусства Византии объясняют появление в местной культуре памятника, отразившего ведущие течения и художественные вкусы, сложившиеся в столице в эту эпоху.

В древности входила в комплекс оглавного деисусного чина, украшавшего высокую алтарную преграду, т.е. находилась на значительной высоте (около 4-х м.) и никогда не являлась самостоятельным моленным образом. Будучи лишь фрагментом Деисуса, состоявшего как минимум из 5–7 икон, развернутый в 34 архангел (Гавриил ?), как и другие участники чина, был ходатаем и молитвенным предстателем за род человеческий перед Вседержителем, центральный образ которого был единственным прямоличным (моленным) изображением. Более гипотетичными представляются другие варианты – комплекс из двух оглавных ангелов с Эммануилом в центре, или изображение трех ангельских голов, символизирующих Троицу. В последнем случае выделение одного ангела в качестве моленного образа противоречит всем православным канонам.

В XVI в. во время разграбления города Иваном Грозным, видимо, была вывезена вместе с другими ценностями в Москву и входила в убранство Успенского (?) собора Кремля.

Икона была обнаружена в 1864 г. при разборке «рухлядной кладовой» в «палатке» на Ивановской колокольне в Кремле, где были сложены «ветхие и негодные к употреблению» памятники, предназначенные к уничтожению. Тогда же поступила в Публичный и Румянцевский музей, где считалась «работой мастера круга Симона Ушакова», что было обусловлено поздней записью иконы, последний раз осуществленной в XVII в. Таким образом, произведение оказалось в государственном музее не в порядке советской экспроприации церковных имуществ, а еще в XIX в., причем спасено от неминуемой гибели в «рухлядной» лишь благодаря верному глазу историка искусств и хранителя Г.Д. Филимонова (1928–1898). В составе собрания христианских древностей была передана в 1920-е гг. в Исторический музей, где раскрыта из под поздних записей Е.И. Брягиным. В силу плохой сохранности авторской живописи, реставратор был вынужден сохранить на иконе значительные остатки XVII в. (зеленый фон, одежды, прописи на волосах, золотой ассист). В 1930 г. при перераспределении собрания оказалась в фондах Третьяковской галереи. В 1934 г. была передана в Русский музей в связи с необходимостью улучшить качество экспозиции домонгольской живописи.

Таким образом, «Ангел Златые власы» уже более 150 лет находится в составе музейного фонда, а с 1934 –открывает экспозицию древнерусского искусства крупнейшего в мире музея русского искусства, являясь его древнейшим, главным и самым известным памятником живописи. С этой уникальной иконы, равной которой нет во всем мировом наследии, ставшей символом русской иконописи, своеобразной визитной карточкой Русского музея, начинается знакомство посетителей музея с историей византийского и русского искусства. «Ангел Златые власы» исторически находится в первом зале постоянной экспозиции и всегда доступна для обозрения. Это центральный экспонат любой экскурсии, проводимой для миллионов отечественных и зарубежных посетителей, занятий с детьми, школьниками и студентами, людьми с ограниченными возможностями. Ради этой иконы туристы приезжают со всего света, порой, чтобы познакомиться именно с ней.

Выставки, на которых экспонировалась икона:

1. Выставка памятников древнерусской живописи. ГИМ. Москва, 1926;

2. Живопись древнего Новгорода и его земель XII–XVII вв. ГРМ, Ленинград. 1971 / 1972;

3. Живопись домонгольской Руси. Москва, ГТГ. 1974;

4. «Слава Византии». США. Нью-Иорк, Метрополитен, 1997;

5. Россия–Италия, Италия – Россия. Рим, 2004;

6. Россия–Италия. От Джотто до Малевича. ГМИИ им. А.Пушкина, 2005.

Краткая библиография, посвященная иконе:

Анисимов А.И. Домонгольский период древнерусской живописи // Вопросы реставрации. II. М., 1928. С. 122, 125, 178. Табл. на С. 113

Дмитриев Ю.Н. Государственный Русский музей. Путеводитель. Древнерусское искусство. Л.-М., 1940. С. 8, 11;

Лазарев В.Н. Живопись и скульптура Новгорода // История русского искусства. Т. II. М., 1954. С.116, 120, 122, 124. Илл. при С. 120;

Шалина И.А. Икона «Ангел Златые власы» и ее место в художественной культуре Руси около 1200 года // Древнерусское искусство. 800 лет Дмитриевскому собору во Владимире. М., 1997. C. 188-219. Там же вся предыд.библ.

Сарабьянов В.Д. Фрески Георгиевской церкви и новгородское искусство конца XII века // Церковь св. Георгия в Старой Ладоге. М., 2002. С. 277.

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2017 Государственный Русский музей
Вопросы ? Комментарии ? Отправьте нам сообщение.

Источники:
http://moimolitvy.ru/ikony/angel-zlatye-vlasy-1815/
http://omolitvah.ru/ikony/ikona-angel-zlatye-vlasy/
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=511
http://ginger-at-heart.livejournal.com/36285.html
http://www.spb.kp.ru/daily/26762/3798000/
http://restoration.rusmuseum.ru/rest-icon-angel-history.htm
http://molitva-info.ru/ikony/ikona-svyatogo-arhangela-mihaila.html

Ссылка на основную публикацию