Донская икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери

В древние времена, защищая независимость и границы, русскому государству постоянно приходилось воевать, вся история России состоит из череды славных битв. А в битве побеждает тот, на чьей стороне Бог. Потому русские князья и цари не начинали военного похода без усиленной молитвы Богу и Его Пречистой Матери — Покровительнице православной земли. В Третьяковской галерее хранится дошедшая до нынешних времен древняя святыня — Донская икона Божией Матери — свидетельница многих веков, прожитых русским народом под покровом Богородицы.

Кто написал икону для коломенской церкви

Время и место написания иконы скрыто во мраке времени. Иконописцы предпочитали оставаться неизвестными зная, что они лишь художественный инструмент в руке Божией. Однако кропотливая работа нынешних искусствоведов позволяет предположить, что образ принадлежит кисти известного иконописца конца 14 в. Феофана Грека.

Феофан прибыл на Русь из Византии, чтобы украшать храмы по образцу церквей константинопольских. Время было тревожное: Золотая Орда под предводительством Мамая готовилась наказать князя Дмитрия Иоанновича за отказ платить повышенную дань, а заодно разрушить доселе терпимые ею церкви христианские и обратить народ в иную веру.

Готовясь к решающей битве, войска собрались в Коломне под Москвой, откуда выступили на Дон. С собой они несли икону Божией Матери «Елеуса», что по-гречески означает «Милостивая». Предположительно, она была написана Феофаном Греком незадолго до славных событий, для Успенского храма с. Коломны. Образ был закреплён на высоком древке, на обратной его стороне изображалась сцена Успения Божией Матери.

Божия Матерь — Защитница Русской земли

Под сенью русских знамён и благословением Богородицы монголы были разбиты. Участвовавшую в бою икону с честью доставили в Коломну и поместили в Успенский храм, выстроенный князем Дмитрием в честь победы над ненавистным игом. В течение без малого двух веков образ Богоматери, не имевший тогда названия, освящался молитвами притекавшего к нему народа.

В царствование Иоанна Грозного победившего Мамая князя Димитрия стали именовать Донским, а древняя святыня из коломенского храма стала называться «Донская икона Божией Матери». Соблюдая традиции предков, Грозный молился перед ней, собираясь в поход на Казань. И вновь не оставила русское войско Пречистая Богородица, вымолив у Господа победу. После этого царь повелел, чтобы образ был перенесен из Коломны на более почетное место — в Благовещенский собор Кремля. Так икона Донская Богоматерь стала общегосударственной святыней.

Переезд святыни из Коломны в Москву

Со слезами провожали жители Коломны любимую Богородицу Милостивую, перед которой молились их отцы и деды. Видя скорбь народа, Иоанн Грозный приказал сделать два точных списка, которые установили в Успенской церкви и на воротах города.

О других святых местах Москвы:

В Благовещенском соборе Кремля икона пребывала только в мирное время, постоянно участвуя в походах с русским воинством против ливонцев, половцев, Казы-Гирея, уже стоявшего под стенами Москвы и по неизвестным причинам бежавшего, не вступив в бой. Победы князя Голицына и взятие Азова также связывают с заступничеством Божией Матери, перед образом Которой молились воеводы.

Ежегодно в память победы на Куликовом поле устраивались торжественные крестные ходы, когда чудотворный образ в драгоценной ризе шествовал из Благовещенского собора в Донской монастырь. Эта обитель была построена на том самом месте, откуда бежал крымский хан Казы-Гирей. Для монастыря был сделан еще один дошедший до настоящего времени список с Донской иконы. Два святых образа встречались при торжественном богослужении и большом стечении народа.

Интересно. В знамение щедрот Божией Матери, оклад иконы был украшен множеством драгоценных камней, наперсных крестов и панагий, но самым лучшим украшением были мощевики — хранилища для частиц святых мощей, прорезанных в прикладе образа.

Из Благовещенского собора — в Третьяковскую галерею

Во время взятия Москвы Наполеоном святыня была ограблена французами, но оставалась на своем месте, слева от царских врат Благовещенского собора. Там же она пережила революцию 1917 г.: Богородица не оставляла свой народ и в годы радости, и в лихолетье. Когда большинство чтимых чудотворных икон были уничтожены при разрушении храмов, Донская икона была спасена Божиим промыслом и работниками Государственного музея. Позже, в 1930 году, её поместили в Третьяковскую галерею, где она пребывает и сегодня.

Возобновление крестных ходов

В 1994 г. было решено возобновить традицию крестных ходов в Донской монастырь. Святыне исполнилось более 600 лет, над её сохранением трудились поколения реставраторов. Вынести ценный экспонат из тихой музейной атмосферы ко множеству ожидающего его народа было непростым решением. Но в результате совместного труда многих специалистов это стало возможным.

Ежегодно, за несколько недель до 1 сентября, дня празднования Донской Богоматери, ученые-реставраторы и специалисты с завода полиметаллов готовят специальную капсулу, где сохраняются постоянная влажность и температура. Подготовка транспорта, сопровождения и охраны святыни также требуют многих трудов и переживаний.

В сам день праздника множество народа и духовенства с волнением ожидают прибытия святыни на пороге собора Донского монастыря. Наконец, под пение «величания», из машины выносят закрытый футляр: экспонату может повредить яркий свет дня и даже шум улицы. В храме, рядом с чтимым списком Донской иконы, уже ждёт украшенный белыми цветами киот. Футляр устанавливают под ним и с помощью специальных приспособлений медленно вдвигают капсулу с иконой внутрь киота. Древний лик Богородицы поднимается над молящимися в благоговейной тишине, даря собравшемуся народу незабываемые минуты.

Иконописные изображения и их символы

На оригинале Донской иконы изображена Пресвятая Дева, держащая на правой руке Богомладенца, прильнувшего к Ней. Голова Богородицы склонилась к Сыну, печальный и строгий взгляд направлен на молящихся. На Её лице — скорбное предчувствие трагедии, ожидающей Христа. По композиции икона напоминает Владимирскую, отличаясь от неё положением ног Младенца.

Богородица покрыта темно-красным мафорием, украшенным золотыми полосками, тремя звездами и бахромой — символами приснодевства и царского положения. Под мафорием проглядывает темно-голубой хитон и плат, закрывающий волосы. В левой руке, под ножками Богомладенца, можно разглядеть плат. На поздних списках его изображали белым. Этим платом Богородица отирает слёзы притекающим к Ней в нуждах.

Богомладенец одет в хитон цвета охры. Разбегающиеся по складкам золотые лучи «пробелов» — знак Божественной благодати. В руке Младенец держит свиток — символ Ветхозаветного Закона, утратившего значение с Рождеством Христа.

Фон иконы и нимбы над головами святых выполнены тончайшим сусальным золотом, стертым от времени. Золото — не просто богатое украшение: оно указывает на Горний мир, заполненный Божественным светом. Можно представить, как величественно выглядела икона сразу после написания.

Интересно. 21 апреля 2015 года в храме при Третьяковской галерее был освящен вновь выполненный список с древней святыни. По просьбе жителей Южной России, он будет помещен в главном соборе г. Ростова-на-Дону.

В чем помогает икона

Донская икона — одна из старинных почитаемых на Руси образов. Традиционно молиться перед ней благословлялось воинам, защитникам Отечества, солдатам. Этот образ считался защитным для Руси, к нему прибегали в любых войнах или конфликтах. Тем не менее, это вовсе не означает, что обычные православные христиане не могут обратиться за помощью к Богородице перед Донской иконой.

Помощь в любых наших вопросах, с которыми мы обращаемся через молитву ко Господу, исходит не от самих по себе икон, а непосредственно от Пресвятой Богородицы, образ которой мы видим на той или иной иконе. Перед каким бы ликом мы не молились, все наши прошения идут к самой Царице Небесной.

Донской храм в Перловке

От иконы, ставшей символом русской истории, по всей Руси распространилось множество списков. В честь неё воздвигались храмы: в каждой отдалённой слободке люди хотели поклоняться любимому образу, молиться о прекращении бед и войн. Одним из таких храмов стала Донская церковь, построенная в конце 19 века потомственным дворянином Николаем Семеновичем Перловым недалеко от Мытищ. Небольшая, но изящная деревянная церковь предназначалась для дачников, желавших посещать богослужения в летний период.

Никто не предполагал, что скромная дачная община будет освящена мученической кровью: священника церкви Георгия Извекова, известного и ныне церковного композитора, арестуют и расстреляют в 1937 г. на Бутовском полигоне. Сам храм несколько раз закрывался, пока не был разрушен до фундамента. «Нам приходится терпеть всевозможные лишения — все это нам послано в наказание за наши грехи» — верно заметил о. Георгий в последней речи перед смертью.

По непрекращающимся молитвам Богородицы и милости Господа к кающимся, перловская Донская церковь сейчас возрождается. Скоро отточенный силуэт её купола, воссоздаваемый по старым фотографиям, снова украсит полустанок Ярославской железной дороги. К чтимой храмовой иконе Донской Богоматери стекутся уже не дачники, а жители большого города. И в настоящее время есть о чем помолиться Богородице, Хранительнице российских пределов.

Также помолиться у этого образа можно в таких храмах России:

  • Донской монастырь в Москве
  • Храм в честь Донской иконы Богородицы в Ростове-на-Дону;
  • Богоявленский патриарший собор в Москве;
  • Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах;
  • Храм Ризоположения, Москва.

Молитвы к Божией Матери Донской

С древних времен Пресвятая Богородица покровительствует русскому воинству. Среди донских казаков существует предание, что именно через них образ попал в войско Дмитрия Иоанновича. Походные иконы участвуют в воинских крестных ходах, в молебнах по случаю принятия присяги в казачьих войсках. В Ростове-на-Дону в честь образа Донского освящен источник.

Полезно. Несмотря на «военное» предназначение иконы, большинство молитв, возносящихся перед ней — о мире. Богоматери Донской молятся люди, связанные с дипломатической профессией.

Акафист Донской Богоматери был написан в конце 19 в. Это торжественное песнопение, воспоминающее победы русского воинства, одержанные заступничеством Пресвятой Богородицы. Особое внимание уделено и образу Успения, помещенному на обратной стороне походной иконы. Чтение акафиста дома украсит молитву, укрепит духовные силы.

Другие акафисты Богородице:

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Молитва перед иконой

О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая. Воспеваем благодарственная за чудныя дела Твоя, песнословим от древних лет неотемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей присно являемое. В бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредимы от огня сохраняются, людие же от лютой смерти избавляются.

Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных. Печаль во всеобщую радость претворяется. Буди нам утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение даруй. Подай каждому по прошению и нужде его.

Младенцев воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унылых ободри и немощную старость поддержи. Злыя сердца умягчи, мира и любви всех нас исполни. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоим покровом огради нас от нашествия врагов, от глада, меча, огня и всякаго инаго злострадания.

Уповаем молитвами Твоим получити от судии Бога прощение грехов и по кончине нашей одесную престола славы стати, идеже Ты Святей Троице в вечной славе предстоиши. О, всепетая Дево, удостой нас с ликом ангелов и святых тако восхваляти пречестное Имя Сына Твоего со Безначальным Отцем и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.

Молитва перед иконой

О, Всемилостивая Мати, Пречистая Дево Богородице, Ты свет ума моего, радость сердца моего, сила воли моея. Услыши и приими моление мое. Призри на язвы души и тела моего. Грехи юности забвенные и утаенные грехи отягчают совесть мою. Омый мя струями слезными, сними бремя тяжкое, укрепи мя, да сотворю плоды достойные покаяния, тернием скорбей усыпан путь мой.

Вем, яко правда Божия наказует мя — умоли милосердие Божие о мне. Призри на стенания моя и исправи путь мой, и спаси мя и чада и ближния моя. Буди ми сокровище веры и хранилище благочестия. Даруй несокрушимое терпенье в бедах, от веры проистекающее.

Изгони гнев, зависть, уныние, памято-злобие, нечистоту, леность: сими и большими пороками недугует душа моя. Примири враждующих, оправдай оклеветанных, просвети нас светом Сына Своего и даждь нам глаголати другом своим слово истины, твердое в правде, мирное любви ради, растворенное благоразумием.

Посети в болезнях и печалях сущих. Да вси под держазным покровом Твоим сохраняеми, безбедно Царствия Небеснаго достигнем, хвалз’ воздавая за все человеколюбцу Богу всегда, ныне и присно и во веки веков.

Божия Матерь — Помощница в духовной борьбе

В проповеди, посвященной празднику государственной святыни, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сегодня людям нашим угрожают иные противники, иные враги — которые не в отдалении стоят… Сегодня мы врага впускаем в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через Интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским».

При желании каждый верующий человек может перед этим образом молиться обо всем, что волнует его душу. Не обязательно соблюдать строгую классификацию для молитвы перед иконой.

Богоматерь Донская

Двусторонняя икона

  • Выставка 1960: 1392 г.
  • Алпатов 1974: Конец XIV в.
  • Лазарев 2000/1: 1390-е годы
  • Христианские реликвии 2000: Конец XIV в.
  • Иконопись ГТГ 2020: 1390-е годы

Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля.

Ниже цитируются:

  • = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
  • = Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.
  • = Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001.
  • = Ульянов О. Г. Деисус Андреева письма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца).

¦ 216. Богоматерь Донская 1 . На обороте — Успение.

1 Иконы Богоматери этого типа встречаются не ранее второй половины XIV в. Широкую известность в русской истории приобрел нижеописанный памятник Благовещенского собора Московского Кремля, с которым связан ряд легенд.

По преданию, эту икону поднесли кн. Дмитрию Ивановичу донские казаки (!) перед Куликовской битвой. Этот памятник находился в Успенском соборе г. Коломны («Писцовые книги Московского государства», ч. 1: «Писцовые книги XVI века», отд. 1, Спб., 1872: «Список с Писцовой книги 1577–1578 гг.», стр. 293–294, 300–301), где Иван Грозный молился перед ним, отправляясь в казанский поход. В конце XVI в. икона была перенесена в Москву.

В 1591 г. в память отражения набега крымских татар войсками царя Федора Ивановича в честь этой иконы основан Донской монастырь в Москве.

Богоматерь, устремив глаза влево, склонила голову к сидящему на ее правой руке младенцу. Прижавшись щекой к лицу матери, он протянул вперед правую руку. В левой, опущенной руке — свиток. Ступни обнаженных до колен ножек младенца покоятся на кисти левой руки матери. Живопись исполнена светлой охрой по оливковому санкирю с подрумянкой. Красные и зеленые тени приплеснуты. Движки короткие, в виде нескольких белильных параллельных черточек. Мафорий коричневый, с такими же более темного тона тенями. Хитон младенца и каймы мафория охряные, с золотым ассистом. На кайме — золотой буквообразный орнамент. Чепец и рукав матери, а также клав и свиток младенца синие (лазурит): поверх светлого тона наложены более темные притенения «вприплеск». Сандалии младенца и шнурки на свитке золотые. Фон и поля со следами золота, внизу фрагмент киноварной опуши.

На обороте представлено высокое ложе, у которого горит свеча. На ложе покоится Богоматерь. Апостолы оплакивают ее, стоя по шести у изголовья и в ногах. Спереди представлены взмахнувший кадилом Петр (слева) и протянувший вперед руки Иоанн (справа). За апостолами, по краям темно-синей округлой славы, возвышаются святители с книгами в руках. Посреди славы выделяется колоссальная фигура Христа, держащего душу Марии на покрытых гиматием руках. Над широким золотым нимбом Христа пламенеет алый серафим. Композицию замыкают коричневое и зеленое здания. Слева, на стене здания — профильный белильный маскарон. Лица исполнены мазками светлой охры, с подрумянкой, по оливковому санкирю. Движки многочисленные, резкие. Колорит темный, с преобладанием синего и коричневого цветов, со включением светлой киновари холодного оттенка, охры и белил. Пробела исполнены в свободной живописной манере. Слава образована постепенными переходами синего тона. Фон и поля золотые, позем темно-зеленый. Вверху красная надпись: «Успение святой приснодевы Богородицы». Опушь светло-зеленая.

Доска липовая с надставками со всех сторон. Паволока, левкас, яичная темпера. 86 × 68.

Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVI веке была перенесена в Благовещенский собор в Московском Кремле.

Раскрыта в Кремле в 1914 году в Археологической комиссии мастером Г. О. Чириковым. Раскрытие продолжено в 1919 году в Комиссии.

Поступила из ГИМ в 1930 году. [14244]
¦

¦ 32. Богоматерь Донская. Оборот — Успение

90-е годы XIV века. 86×68. Третьяковская галерея, Москва [14244].

Из Благовещенского собора в Московском Кремле, куда она поступила в 1591 (?) году из Успенского собора в Коломне. Сохранность хорошая. Золото на фоне, полях и нимбах почти полностью утрачено. У Богоматери слегка поврежден левый глаз, на лицах епископа Тимофея, Иакова брата Божия и апостола Филиппа в сцене Успения имеются незначительные выкрошки. Доска надставлена со всех сторон тонкими планками. Согласно недостоверному преданию, икона была поднесена донскими казаками князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой в 1380 году (предисловие ко вкладной книге Донского монастыря, составленное в 1692 году). Когда икона попала в Коломну — точно неизвестно. Перед ней молился 3 июля 1552 года Иван Грозный, отправляясь в казанский поход, а в 1598 году патриарх Иов нарек ею на царство Бориса Годунова. Так как копии с иконы Донской Богоматери связаны с Москвой, то наиболее вероятно ее выполнение в 90-х годах XIV века, когда Феофан переехал со своей мастерской из Новгорода и Нижнего Новгорода в Москву. Хорошо информированный Епифаний ничего не пишет о работе Феофана Грека в Коломне. Поэтому было бы неосторожно, как это делает В. И. Антонова, датировать икону Донской Богоматери точно 1392 годом, когда была «подписана» «церковь каменная соборная Успения» в Коломне (Степенная, книга за 1392 год). Этот собор, заложенный в 1379 году, был закончен в 1382 году. Уже тогда, к моменту освящения, он должен был иметь свой храмовый образ, а двусторонняя икона Донской Богоматери и была таким выносным храмовым образом. Полагать, что икона Донской Богоматери восходит к этому прототипу от 1382 года, который она якобы дублировала, нет никаких оснований. Поэтому время поступления иконы в Успенский собор в Коломне остается неуточненным. Более убедительно предположение Л. И. Лифшица о заказе иконы митрополитом Киприаном в 1395 году, после отхода татар из Москвы. Она могла быть написана в честь чудесного избавления Москвы от татарского разгрома, в благодарность за оказанное Богоматерью покровительство. Уже Г. О. Чириков, расчищавший икону, полагал, что изображения на лицевой и оборотной сторонах выполнены разными мастерами. Эта точка зрения получила развернутое обоснование в работе Л. И. Лифшица, убедившего меня в ее правильности. Но остается неясным, были ли оба изображения написаны одновременно или в разное время. Во всяком случае связь иконы с мастерской Феофана Грека несомненна, и нет никаких оснований приписывать лицевую сторону иконы кисти сербского мастера. Лично я склоняюсь к тому, что оба изображения были выполнены новгородскими учениками Феофана, которых он взял с собою в Москву. Однако не исключаю также возможности принадлежности лицевой стороны иконы кисти самого Феофана.
¦

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Относится к иконографическому типу «Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века. На обороте иконы изображено Успение Богоматери. Прославление иконы связано с военными походами Ивана Грозного против ханств, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, и с воспоминанием о победе на берегах Дона в Куликовской битве 1380. В царствование Ивана Грозного за победителем в Куликовской битве московским князем Дмитрием Ивановичем (1350-89) закрепилось прозвище Донской. Донским стал именоваться и основанный Дмитрием Ивановичем накануне Куликовской битвы Успенский собор в Коломне, а хранимая там икона Богоматери — Донской. В 1552 Иван Грозный взял икону в военный поход на Казань, а после покорения Казанского ханства поставил Донскую икону в Благовещенский собор Московского Кремля. Донская икона участвовала также в походе Ивана Грозного на Полоцк в 1563. С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591. В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с оригинала. На протяжении 17-19 вв. икона почиталась как действенная заступница от иноверных и иноплеменных врагов. К ней обращались с молитвами, составляли похвальные слова, повести и сказания, в которых отразились как реальные факты ее истории, зафиксированные в летописях 16 в., так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, во время которой икону будто бы подарили князю Дмитрию «донские казаки». Икона почиталась, вероятно, еще в конце 14 — начале 15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные копии-списки. В 17 в. на иконе был богатейший золотой оклад с многочисленными драгоценными камнями (не сохранился). В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее в Москве. Ежегодное празднование Донской иконы 19 августа (1 сентября) с крестным ходом в Донской монастырь установлено в середине 17 в.

По всей видимости, авторству симоновского иконописца Игнатия Грека должно атрибутировать также чудотворную икону «Донской Богоматери», которую большинство исследователей вслед за И. Э. Грабарем правомерно сопоставляет с нынешним Деисусом Благовещенского храма. С данным мнением согласуется изображение «Успения» на оборотной стороне иконы «Донской Богоматери», что обусловлено происхождением иконы из Успенского собора Симонова монастыря.

Беседа об иконе со старшим научным сотрудником отдела древнерусской живописи ГТГ Левоном Нерсесяном на радио «Эхо Москвы» www.echo.msk.ru Добавлено 14.01.2009
Статья об иконе в Википедии ru.wikipedia.org Добавлено 28.12.2013
Статья в Православной энциклопедии www.pravenc.ru Добавлено 26.06.2016
Детали
[A] Лик Богоматери Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства» Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства»

  • Древнерусская живопись 1958. [490] Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: [Альбом репродукций]. — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 28.
  • Выставка 1960. [1119] Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева. — М.: Изд-во АХ СССР, 1960. — Кат. № 35, стр. 33.
  • Антонова, Мнева 1963. [181] Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1, кат. № 216, стр. 255-257, илл. 173 (цв.).
  • Лифшиц 1970. [235] Лифшиц Л. И. Икона «Донской Богоматери» // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. [т. 5]. — М.: Наука, 1970. — С. 87–114.
  • Каменская 1971. [6] Каменская Е. Ф. Шедевры древнерусской живописи: [Альбом]. — М.: Советский художник, 1971. — № 8.
  • Алпатов 1974. [4] Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — № 17.
  • Onasch 1977. [3] Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 26.
  • Алпатов 1978. [89] Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №63, стр. 303.
  • Памятник, овеянный славой 1978. [698] Памятник, овеянный славой Куликовской битвы. Икона «Богоматерь Донская». На обороте «Успение». — Л.: Аврора, 1978.
  • Алпатов 1979. [27] Алпатов М. В. Феофан Грек = Theophanes the Greek. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — Стр. 122, 124, №№ 99, 101.
  • ИРИ 1979-81. [7] История русского искусства: [Учебник для худож. вузов]. В 2-х т. — М.: Изобразительное искусство, 1979–81. — Том 1, стр. 56, илл. 63.
  • Кочетков 1984. [1683] Кочетков И. А. Является ли икона «Богоматерь Донская» памятником Куликовской битвы? // Древнерусское искусство XIV–XV вв. — М.: Наука, 1984. — С. 36–45.
  • ГТГ 1995. [18] Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 61, стр. 141-145.
  • Бетин 2000. [5220] Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Государственной Третьяковской галереи // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 138–150.
  • Лазарев 2000/1. [9] Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 51-52, 239-240, № 32.
  • Христианские реликвии 2000. [846] Христианские реликвии в Московском Кремле = Christian Relics in the Moscow Kremlin. — М.: Радуница, 2000. — Кат. № 84, стр. 255-257.
  • Русская иконопись 2003. [575] Русская иконопись. Большая коллекция. — М.: Белый город, 2003. — Илл. 8.
  • Ульянов 2005/3. [319] Ульянов О. Г. Деисус Андреева письма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца) // Иерархия в Древней Руси: Материалы XII Российской науч. конференции, посвященной памяти свт. Макария. — М.: Можайск-Терра, 2005. — С. 172–222.
  • ПЭ-15 2007. [2689] Православная энциклопедия. Том XV. Димитрий — Дополнения к «Актам историческим». — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Стр. 664-667.
  • Солнцев 2007/1. [1031] Солнцев Ф. Г. Древности Российского Государства: Отделение I: Святые иконы и образа. Кресты. Утварь храмовая. Облачение сана духовного. — М.: Престиж Бук, 2007. — Стр. 70-71, №№ 17, 18.
  • Щенникова 2009/5. [7502] Щенникова Л. А. Икона «Богоматерь Умиление Донская» — святыня эпохи Куликовской битвы // Московский Кремль XIV столетия. Древние святыни и исторические памятники: Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: [Сб. статей]. — М.: Северный Паломник, 2009. — С. 252–283.
  • Нерсесян, Суховерков 2017. [9530] Нерсесян Л. В., Суховерков Д. Н. Богоматерь Донская. — М., 2017.
  • Иконопись ГТГ 2020. [10752] Иконопись. — М., 2020. — Стр. 98-103.

Икона Божией Матери Донская

Празднование 19 августа / 1 сентября

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня…

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой Лик Нерукотворный
Светел навсегда.

Величественную картину битвы дал Н.Н. Карамзин:

«Стоя на высоком холме и видя стройные, необразимые ряды войска, бесчисленные знамена, развевавшиеся легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким весенним, солнцем, слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее Русские войска с верою в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские войска».

И склонился святой князь Димитрий пред образом Богоматери, который поднесли ему донские ратники из городка Сипотина. Образ был укреплен на древке и как хоругвь победоносно реял над русским воинством во время сражения.

После битвы ратники преподнесли князю Димитрию эту икону в дар. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе, а затем — во вновь построенном Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор чудотворная и носит имя Донской.

Не умолчим об ином предании, согласно которому икона пребывала поначалу в Успенском соборе города Коломны. Наиболее ранее известие о коломенской Донской Божией Матери содержится в летописном сообщении времен царя Ивана Васильеича Грозного, молившегося перед нею в 1574 году, перед началом Казанского похода: «И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает к образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем». Когда Казань пала, царь Иван Васильевич приказал перенести чудотворный, дарующий победу образ в Москву.

На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери. В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме.

Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место.

Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку.

Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.

Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан.

В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход.

7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья.

Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.

Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах.

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Донская икона Божией Матери

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Все люди православной веры и не только верят в чудо и ходят в церковь, где преклоняются святым образам. При этом произнося молитву каждый произносит молитву с просьбой о той или иной помощью в жизни. Для людей, которые не имеют веры — это может показаться странным, а люди, которые сердцем веруют знают, что, если искренне попросить о помощи она сбудется и прибудет чудо исцеления. Одной из почитаемых икон православной веры является икона Донская Богоматерь. Ей преклоняются достаточно много верян. Ее значение и о чем молятся этой иконе рассмотрим ниже.

Значение Донской иконы

Согласно преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы помогла русскому войску обрести победу на Куликовом поле. Как это происходило. В 1380 году донские казаки привезли икону и отдали ее князю Дмитрию Донскому. Так уж совпало, что день Куликовской битвы совпал на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась в момент битвы среди войска.

К битве с Мамаевыми полчищами русские войска готовились очень тщательно. Великий князь сумел объединить много разных отрядов, среди которых и были донские казаки. На битву они пришли с иконой Донской Богоматери. Они ее взяли из Благовещенской церкви города Сиротина. Икона «сражалась» вместе с войском. Даже в разгаре самой битвы она находилась в самом пекле. Благодаря вдохновением воинов иконой, они победили битву с мамаевскими войсками.

После проведения сражения образ Богородицы преподнесли великому князю Дмитрию. Он торжественно ее внес в Москву и поместил ее в Успенском соборе Кремля. Прошло немного времени, как один из служащих на обратной стороне иконы была обнаружена надпись: «Благовещение Богоматери». После чего было принято решение перенести икону в Благовещенский Собор.

Спустя лет 200 на Россию напали шведы и татары. Войска противников были уже рядом с Москвой. Царь России был очень расстроен и растерян. У него катастрофически не хватало воинов, чтобы защищаться и тогда он с искренней надеждой обратился к непобедимой воеводе — иконе Донской Богоматери.

Он пришел в церковь, где находился образ, взял его и приказал митрополиту вместе со всем собором обойти с крестным ходом с образом Богоматери и другими святыми образами, вокруг стен Москвы. После ходьбы поставить икон среди воинов, которые готовятся к битве.

На следующий день началась жестокая битва. Спустя сутки татары сбежали. В благодарность за помощь, Феодор в том же году на месте битвы построил Донский монастырь. Также была установлена праздничная памятная дата, которая празднуется по календарю нового стиля 1 сентября.

Иконография образа

Как известно образ Донской Богоматери — это один из видов ликов типа «Умиление». На нем представлено изображение Богоматери с младенцем Христом, сидящем на правой руке. Особенностью изображения является согнутые в коленях обнаженные ноги младенца. Очень близкие варианты к Донской иконе является образ «Умиление». Его возможный прототип может встретится в мозаичном варианте.

Донская икона Божией Матери, о чем молятся

В православном мире верянами ценится достаточно большое количество различных образов святых. Часто люди приходят к ним с молитвами о помощи. Также им молятся с благодарностью. Как уже говорилось выше этот лик Богоматери является одним из самых почитаемых. К нему приезжают православные верующие и молятся с просьбой о:

  • Помощи на поле боя,
  • Защите врагов ,
  • О мире,
  • Исцелении от тяжких болезней,
  • Излечении различной степени ран.

Также просят у иконы напутствия на путящую жизнь и многое другое. Придя в церковь к иконе не обязательно молится специальными молитвами. Главное произносить молитву искренне от души.

Храм Донской иконы Божией Матери в Перловке

Храм в честь образа Богородицы находится в Перловке. История его возникновения начинается в 1894 году. О строительстве этого храма обратился дворянин Перлов к Метрополиту Московскому Сергию. Во владении дворянина было большое количество дач, и одну из них (а именно «Перловка»), которая находилась в Московской губернии он захотел отдать во владение православным верянам.

Поэтому он обратился с прошением чтобы на его деньги построили на территории «Перловки» не приходскую одноэтажную церковь в честь Донской Божьей Матери. Такая просьба у него возникла потому, что он хотел, чтобы дачники имели свою церковь, куда бы могли ходить на праздники. В 1896 году строительство церкви было завершено. Спустя год храм освятили.

Храм закрыли в 1980 году. Но когда в нем точно закончились богослужения никто точно не знает. Свое второе существования храм начал с осени 1994 года. Его настоятелем был иерей Анатолий Проскурня. Храм существует и по сегодняшний день. В него можно приехать, преклонится перед иконой и обратится с искренней молитвой к святому образу.

Текст молитвы Донской Богородице:

О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются.

Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи.

Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания.

Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о Донской иконе Богородицы:

Донская икона Божией Матери

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана, по мнению искусствоведов, Феофаном Греком. Находясь в самом эпицентре военных действий, Донская икона Божией Матери защищала и придавала силы защитникам Руси от монгольского ига в день Куликовского сражения, произошедшего 08 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию святыня была привезена донскими казаками из Сиротина городка в канун сражения. В честь этой великой победы икона получила название Донской. После принятия образа в дар донскими казаками Дмитрий Донской перевез эту икону в Москву. Первоначально она была размещена в Успенском соборе Кремля.

История иконы

Во время битвы между князем Дмитрием Донским и монгольским ханом Мамаем, икона Донской Богоматери находилась среди русских воинов. Она была получена полководцем в дар от донских казаков. Молитвы Пречистой Девы, их чудодейственная сила помогли русскому войску одержать победу в битве за освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Победоносно возвращаясь в Москву, Дмитрий Донской привез с собой икону, и назвал ее Донской, в честь великой для Руси победы над татарами.

По церковным преданиям, есть еще одна победа, связанная с Донской иконой Божией Матери, завоеванная с помощью заступничества Пресвятой Богородицы. Спустя 200 лет битвы на Куликовом поле, во времена правления Феодора Иоанновича, царя и великого князя, крымские татары, возглавляемые ханом Казы-Гиреем, попытались захватить Москву. Они уже подошли к стенам города, и вышел Феодор Иоаннович со своим войском против орды, взяв с собой икону, привезенную с Дона. Было совершено богослужение и крестный ход, после чего икону Пресвятой Богородицы поместили в полковую церковь. А на следующий день татары, будучи побежденными с помощью чудотворной иконы, были изгнаны из Москвы. Больше никогда крымские татары не нападали на город.

Чтобы отдать дань благодарности Матери Божьей за победу, великий князь отдал приказ в месте расположения русского войска в ожидании битвы с татарскими захватчиками построить каменный храм, а после поместить туда Донскую икону Божией Матери Феофана Грека и после этих событий стали называть обитель Донской. В наши дни это действующий мужской монастырь. Каждый год здесь совершается торжественное богослужение.

В чем помогает Донская икона

К этому лику приезжают с молитвой Донской иконе Божией Матери не только о защите от врагов, но и помощи в лечении тяжелых ран и болезней.

Сейчас постоянное место нахождения Донской иконы Божией Матери – Третьяковская галерея. Ежегодно для праздничной службы ее доставляют в Донской монастырь, где священное сословие Москвы чествует великую святыню.

Как известно, образ Богоматери в целом является одним из наиболее почитаемых. Поэтому трудно перечислить, о чем молятся Донской иконе Божией Матери — верующие взывают о самых разных делах с самыми разными просьбами.

Иконографический образ относится к типу Умиление или Елеуса и особенностью тут является прильнувшие друг к другу лики Богомладенца и Богоматери, а на этом образе особенностью являются согнувшиеся ножки маленького Христа. Сам образ Умиление указывает не только на близкие отношения между Христом и Девой Марией, но и символически указывает на поиск души, которая стремиться прильнуть ко Всевышнему и проникнуться неподдельной любовью к нему. Поэтому перед этим образом часто молятся для того чтобы обрести подлинную веру, либо укрепиться в вере.

Как известно, православная вера для каждого отдельного верующего является динамичной, то есть может укрепляться и также ослабляться. Вот почему духовную практику следует вести непрерывно, вот почему, если смотреть в чем помогает Донская икона Божией Матери многие верующие обращают внимание именно на возможность укрепиться в вере и получить духовную помощь.

Тем не менее, есть свидетельства от верующих и о помощи сугубо телесной, которую предоставляет этот образ.

Часто к иконе обращаются для того, чтобы вылечить тяжелые раны и разнообразные недуги

Образ обладает целительной мощью и может уберегать от различных невзгод, тех, кто обращается с молитвой – в этом и есть значение иконы.

Молитва иконе

День празднования иконы приходится на 1 сентября.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Донской

О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго иного злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о, Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Донская икона Пресвятой Богородицы

1 сентября (19 августа ст. ст.) Церковь почитает Донскую икону Пресвятой Богородицы. Перед Донской иконой Богородицы молятся о даровании здравия и мира.

Содержание:

Донская икона Пресвятой Богородицы. История

По преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком по заказу великой княгини Евдокии на молитвенную память о своем муже Димитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве в 1380 году. Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван IV. Он взял ее с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьевых горах, с иконой был совершен крестный ход вокруг городских стен, после которого ее поместили в полковой церкви. Ночью царь Феодор Иванович после усердной молитвы получил откровение от явившейся ему Богородицы: Она утешила его и обещала свою помощь. Действительно, скоро татары были устрашены какой-то невидимой силой, покинули поле битвы и стали спасаться бегством, оставив за собой множество убитых, раненых и весь свой стан. В воспоминание чудесно дарованной победы над татарами царь Феодор Иванович в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла Донская чудотворная икона Богоматери во время битвы. Монастырь был также назван Донским. В нем была помещена Донская икона Богоматери и установлено ежегодное празднование 1 сентября (19 августа ст. ст.) с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь.

В 1686 году князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собой и чудотворную Донскую икону. При возвращении чудотворный образ был встречен государями Иоанном, Петром и царевной Софией. Донская икона Пресвятой Богородицы находится в Благовещенском кремлевском соборе и помещена там по левую сторону от царских врат. Написана она на кипарисовой доске и имеет в высоту 1 аршин и 3 1/2 вершка, а в ширину — 15 вершков. По сторонам ее помещены изображения двенадцати праматерей. Раньше ее украшал богатый золотой оклад, но он был сорван в 1812 году французами; уцелела лишь золотая рама, которая и до сих пор еще носит на себе следы испытаний наполеоновских солдат, принявшими ее за медную. В Донском монастыре оставлен точный список с подлинной чудотворной Донской иконы Божией Матери. Подобные же списки хранятся также в г. Стародубе Черниговской губернии; в г. Липецке Тамбовской губернии, в бывшей Паройской пустыни, а ныне приходской церкви; в Тульской Крестовоздвиженской церкви и, наконец, в Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.

Донская икона Богоматери была принесена в Софрониеву пустынь 3 апреля 1733 года донским казаком Иоанном Коловертовым, который рассказывал, что уже давно дал слово принести этот образ Богородицы в Софрониеву пустынь, но вот уже несколько лет не мог исполнить обещания. В 1732 году у него неожиданно и неизвестно отчего заболела голова и левый глаз. В это время пришла к нему одна вдова, по имени Татиана, и рассказала, что во сне она видела Богородицу, и Она приказала объявить больному Иоанну, чтобы он немедленно же исполнил свое обещание и отнес Ее образ в Софрониеву пустынь. Казак повиновался: он начал собираться в путь и тотчас же почувствовал исцеление от своей болезни. Оставив образ Богородицы в обители, он просил поставить его по правую сторону от царских врат.

Донской монастырь в Москве

Монастырь во имя Донской иконы Пресвятой Богородицы был основан царем Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви преподобного Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий.

Донской монастырь в 1883 году

Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Богородицы, называемый Старым или Малым. Его возвели, предположительно, по проекту архитектора Феодора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трехступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений. В Смутное время Малый собор был разграблен. При Михаиле Романове обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году она была приписана к Андреевскому монастырю. В 1673 г. к Малому собору пристроили трапезную часть.

Малый Донской собор в одноименном монастыре в Москве

Строительство Большого собора в Донском монастыре началось в 1684 году. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. В течение XVIII века сформировался грандиозный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями. В 1714 году над северными вратами обители построили церковь во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году. В 1758-1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий.

Во время вторжения французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора. В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию.

Большой Донской собор

В 1918 году Донской монастырь закрыли. К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929 году музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе.

30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы РПЦ. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. В 2014–2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нем похоронены писатели, поэты, архитекторы, ученые: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Пётр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели.

Иконы Донской Богородицы

Богоматерь Донская, 1390-е годы. Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля Донская икона Богоматери, первая половина XVII века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва Богоматерь Донская (так называемая «голубая»), конец XV — начало XVI вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Чудотворная Донская икона Божией Матери.

Днем почитания принято считать первое сентября.

Читают молитвы об освобождении от недругов и сбережения целостности Российской Державы, о поддержке русского воинства в нелегкий для России период.

Данная икона Пресвятой Богоматери была принесена донскими казаками на Куликово поле из небольшого селения под названием Сиротина, где образу было отведено место в Благовещенском храме. По окончанию сражения она была преподнесена великому князю Димитрию, который возвращался с победой домой. Изначально князь приказал установить образ в Успенском соборе в Москве, а после возведения Благовещенского храма в Кремле икона была перевезена туда. Для того чтобы сохранить память о великой победе у берегов Дона, образ именовали Донским.

Существует также другая версия, согласно которой образ был установлен великим князем Димитрием в стенах Успенского храма, однако не в Москве, а на территории села Коломенское. В 1558 году, готовясь к походу на Казань, царь Иоанн Грозный сделал остановку в этом селе и, пребывая там на протяжении долгого времени с усердием молился образу, дабы тот даровал победу оружию русского войска. А после того, как Казань была захвачена, царь отдал приказ, согласно которому Донской образ Богоматери должен быть перевезён в Благовещенский храм в Москве.
В 1591 году, когда существенная часть русских отрядов пыталась отбить атаку со стороны Швеции, крымские татары, распоряжения которым отдавались царевичем Нураддином и его братом Мурат-Гиреем, совершили вторжение на территорию России и, после приближения к Москве, решили остановиться на Воробьёвых горах. Потеряв уже всякую надежду на силы людей, православные жители Москвы возложили свои надежды на Бога и Его Пречистую Матерь. Царь Феодор Иоаннович распорядился произвести крестный ход кругом Москвы с Донским образом Пресвятой Богоматери.
Икона была размещена в походном храме меж войска, которое готовило свои силы к битве. В течение ночи царь молился о том, чтобы Заступница помогла ему свергнуть недругов, и Она дала ему слово помочь. На протяжении всего нелёгкого боя, который продлился более суток, русскому войску удалось одолеть татар.

Дабы отблагодарить Великую Матерь за её содействие, которая явилась через Донской образ, в этом же году было учреждено строительство Донского монастыря, в котором была установлена копия чудодейственного образа. Сей чудодейственный список и до наших дней расположен в стенах Донского монастыря. Оригинал образа из Кремлевского Благовещенского собора можно видеть в Государственной Третьяковской галерее.
Отличительной чертой данной иконы являются ножки младенца Бога, поставленные на левую руку Божией Матери.

Основную часть времени Донской образ пребывает в стенах Третьяковской галереи. По сформировавшемуся обычаю ежегодно первого сентября (или же 19 августа по старому стилю), в день чествования Донского образа Богоматери ее привозят из Государственной Третьяковской галереи на территорию Донского монастыря. В этот день пред сей древнейшей святыней Патриарх в присутствии огромной массы православных верующих москвичей и жителей других городов России и зарубежных стран свершает Божественную литургию.

Чудотворный список Донской иконы Пресвятой Богородицы находится в ДОНСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ, г. Москва.

Источники:
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=171
http://pravoslavie.ru/1920.html
http://ikona-i-molitva.info/donskaya-ikona-bozhiej-materi/
http://omolitvah.ru/ikony/donskaya-ikona-bozhiey-materi/
http://ruvera.ru/donskaya
http://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/chudotvornye-ikony/247-chudotvornaya-donskaya-ikona-bozhiej-materi
http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/ikona-bozhiej-materi-feodoravskaia/

Ссылка на основную публикацию