Козельщанская икона Божией Матери — помощь при болезнях и трудностях

Козельщанская икона Божией Матери – одна из позднейших по времени икон прославления, которая относится к числу наиболее почитаемых в православии. Она стала символом исцеления и Божьего всепрощения для христиан всего мира. Ибо в ней заключена великая сила и мудрость, что дарит вечное – веру и истинную благодать.

История иконы

Данный образ имеет итальянское происхождение и был написан предположительно в XVI веке. Сначала принадлежал фрейлине императрицы Елизаветы, а позднее стал семейной реликвией графов Капнистов. В 1880-х годах был украшен массивной серебряной ризой, что сделало его более красивым внешне и поистине шедевральным произведением иконописного творчества во всей православной культуре.

Согласно «Сказанию» об этом чудотворном образе, первоначально икона попала в Украину благодаря фрейлине императрицы Елизаветы, которая вышла замуж за запорожского войскового писаря Сиромаху.

Надо заметить, что Козельщанская икона относится к числу образов, чудотворная сила которых была явлена сравнительно не так давно. Во всяком случае, до 1881 года никаких достоверных фактов об этом нет. Зато после этой даты сохранились документы, письма, записи, свидетельствующие о ее исцеляющей силе.

У супругов Капнистов была несовершеннолетняя дочь Мария, очень резвая и активная девочка, которая внезапно заболела непонятным недугом, приведшим к искривлению и вывиху суставов, а затем к обездвиживанию.

Надеясь на помощь известного заграничного профессора, родители собрались везти Марию в Москву. В ночь перед поездкой девушка по совету матери чистила ризу иконы и молилась Богородице об исцелении. По словам самой больной, еще во время молитвы она ощутила необычайный прилив сил и начала чувствовать свои ноги. Когда её привезли к врачу, она оказалась абсолютно здорова.

После чудесного исцеления дочери В. И. Капниста икона прославилась, хранить ее далее в доме не было возможности, и, с разрешения архиепископа Иоанна Полтавского, 23 апреля 1881 года икона была перенесена в специально устроенную временную часовню.

В 1882 году здесь был построен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 года была учреждена женская община, 17 февраля 1891 года преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

К сожалению, судьба самой Марии Капнист сложилась очень неудачно. Девочка в порыве благодарности за исцеление дала обещание Богу не выходить замуж, но не сдержала его. Ее первый супруг оказался горьким пропойцей и рано погиб, второй – известный геолог, профессор Киевского Императорского университета П. Я. Армашевский, был расстрелян чекистами в 1919 году.

По свидетельству отца Александра, Мария умерла как подлинная христианка в полном примирении со всеми с молитвой на устах и была похоронена на Одесском кладбище в 1921 году под фамилией Армашевская.

Описание иконы

Козельщанская икона относится к иконописному типу одигитрия. Лик Божией Матери был написан на деревянной дощечке размером 30х40 см. Богомладенец на этой иконе изображён полулежащим. В правой руке он держит крест, а его взгляд обращён на молящегося. Голова Пресвятой Девы лишь слегка прикрыта усыпанным звёздами мафорием.

Козельщанская икона Божией Матери представляет собой образ итальянского письма неизвестного художника, время написания которого до сих пор не установлено. Богоматерь изображена в поясном виде в хитоне, усыпанном звездочками, сидящей у стола с Богомладенцем на коленях, Который держит в руке крест.

В 1880-х годах образ был украшен превосходной серебряной ризой.

Одним из наиболее характерных элементов композиции является дуэт из чаши и лжицы (маленькой ложечки, предназначенной для совершения таинства Причащения) расположенный на краю стола под правой рукой Богоматери. Эта незначительная деталь определённо имеет символическое значение, хотя само толкование может быть двояким.

С одной стороны, присутствует намёк на открытое Иисусом для людей таинство Причащения, которое может стать вратами для входа в царство Божие. Но если взглянуть иначе, напрашивается мысль о жертвенности Сына Божия, который отдал плоть и кровь свою для спасения рода человеческого.

Чтимые списки Козельщанской иконы

Паломники и сегодня стремятся попасть туда, где находится та самая чудотворная икона Козельщанской Божией Матери — к месту ее прославления в Козельщанский Богородице-Рождественский женский монастырь в поселке городского типа Козельщина Полтавской области. Однако в разных храмах и монастырях Православной Церкви можно найти чудотворные списки той самой прославленной иконы.

Один из них находится в Благовещенском храме города Мурома. Этот образ, вышитый на отрезе ткани, богато украшен бусами, крестиками и другими небольшими подарками прихожан. Все это убранство — благодарность верующих за услышанные прошения и чудесные исцеления.

Другой чтимый список с Козельщанской иконы находится в Успенском соборе города Хельсинки. Этот образ передал в помощь безнадежно больной Анне Кравотинской сам святой Иоанн Кронштадтский. По молитвам святого и благодаря чудотворной иконе больная исцелилась, после чего икону передали в Успенский храм в местечке Сорвали близ Выборга.

Во время Второй мировой войны образ перевезли в Хельсинки. Множество верующих преподносили Богородице скромные дары в качестве материального выражения благодарности за сотворенные чудеса. Скоро риза иконы оказалась украшена множеством подвесок, как и Муромская. В 2010 году вместе со всеми украшениями ее украли, но вскоре терзаемый угрызениями совести вор был найден.

Значение иконы

Значение Козельщанской иконы связано со своеобразной композицией и присутствующими на ней символами Причастия. Младенец Иисус полулежит на коленях у Богородицы, в правой руке у него находится крест. Рядом изображен столик с Чашей и Лжицей – богословскими символами, указывающими на установление Таинства Причастия.

С одной стороны, иконописец подчеркнул величие и жертвенность Иисуса Христа, как установившего Таинство Причастия и отдавшего людям для вкушения свою кровь и плоть.

С другой стороны, эти символы указывают и на то, что Богородица и есть неисчерпаемый источник чудес и благодати. Один из списков иконы так и называется «Неисчерпаемая благодать».

О чём молиться

Козельщанскую икону Божией Матери многие воспринимают как источник исцеляющей Божественной силы. Поэтому, вознося ей свои молитвы, паломники молят:

  • об исцелении физических и душевных недугов:
    • болезней глаз;
    • нарушений в работе ног и рук;
    • проблем с опорно-двигательным аппаратом.
  • о разрешении любых, связанных со здоровьем проблем;
  • о ниспослании терпения, мудрости в делах и мыслях;
  • об обретении душевных сил;
  • о разрешении семейных неурядиц и сохранении семьи;
  • о нахождении любимого человека (удачном замужестве);
  • об укреплении в вере.

Обратившись к лику Пресвятой Девы можно получить новые силы для борьбы с жизненными неурядицами и надежду на спасение, а также исцелиться от самых страшных болезней. Но только тот, кто поистине верит в силу этого образа, может получить ответ от Небесной Царицы.

Чудеса святыни

В 1993 году после восстановления обители чудотворная икона вернулась в Козельщину. Первые чудеса начались сразу же еще по пути следования иконы в обитель. В г. Кременчуге, где она была выставлена для поклонения, получил исцеление мальчик с опухолью на ноге, которого готовили к операции.

23 февраля 1993 года, когда сестры монастыря вышли встречать образ, совершилось новое чудо: исцеление от болезни архимандрита Антония с Гомельской епархии, который был болен гриппом, но, невзирая на недомогание, все же приехал на торжество.

Как только он принял на руки чудотворный образ, то сразу же запел, хотя до того не мог даже разговаривать. Присутствовавшие при этом люди свидетельствовали, что архимандрит пел громче и лучше всех. Весной того же года приехавший с паломниками из Кировограда мужчина с экземой получил уврачевание от своего недуга после использования масла от лампады чудотворной иконы.

В 2007 году произошло еще одно удивительное событие. В главном храме не так давно обустроенного Мелитопольского мужского монастыря святого Саввы Освященного на стекле киота списка иконы Козельщанской Божией Матери отобразились лики Пречистой и Богомладенца. Киот был старый, и плотник должен был заменить его новым. Разбирая киот, он обнаружил отображение. После этого и икона, и стекло в отдельных киотах были помещены в храме для поклонения верующих. Отображения на стекле довольно четкие.

Чудесами исцеления москвичей, которые молились Козельщанской иконе сразу после первого явленного ею исцеления, не исчерпывается благодатная помощь, которую подает верующим сама Богородица через свой образ.

  • В 1941 году в разгар бомбардировок Москвы ни один снаряд не упал на больницу Святителя Алексия, митрополита Московского.
  • В сентябре одна из работниц больницы обошла ее территорию с иконой Божией Матери «Козельщанской». Этому образу Богородицы была посвящена и одна из церквей на больничной территории.
  • Одна из прихожанок этой церкви рассказывала историю о матери солдата, воевавшего на фронте Великой Отечественной войны. Женщина усердно молилась перед Козельщанской иконой Пресвятой Богородицы о здравии своего сына. И солдат не просто вернулся с войны, но и не получил ни одного ранения.
  • В непростые годы спасала Козельщанская Божия Матерь и от арестов: молитва жены перед этой иконой в 30-е годы избавила от репрессий одного из инженеров-авиаконструкторов Бориса Попова.

О многих чудесах, происходящих по обращению и молитве к этому чудотворному образу, можно узнать из монастырской книги, в которой ведется учет необычных случаев.

День памяти

День почитания: 6 марта/21 февраля (по новому/по старому стилю). В високосный год праздник переносится на 5 марта.

Молитва перед образом Богородицы даёт силы бороться и дарит надежду на спасение, а оно и есть сама жизнь. Днём памяти образа стал день, когда произошло первое чудо исцеления – 21 февраля.  Дочь графа Капниста  страдала от болезни ног и выздоровела только по молитве родственников именно этой иконе Божьей Матери.

Согласно историческим сведениям, Мария, которая уже потеряла всякую надежду на выздоровление, почувствовала себя намного лучше сразу после молитвы – и в итоге приехала к врачам уже совершенно здоровой, чем удивила и поразила все вокруг.

Именно с тех пор для многих верующих людей лик стал символом надежды на исцеление даже в самой, казалось бы, страшной жизненной ситуации, что связана с угрозой для жизни и здоровья человека.

Молитва иконе Козельщанская

О Пресвятая Дево, Владычице Богородице, добропослушная Божественному Слову, Мати Пречистая от всех родов избранная, на небеси и на земли ублажаемая, приими и сие благодарение наше и всеблагоговейное поклонение чудотворней иконе Твоей юже яко многоцелебный источник Твоея благодати благоизволила еси явити стране нашей православней и святей обители сей. Архангельский глас вопием Ти, Чистая, Обрадованная, радуйся, с Тобою Господь и Тобою с нами, предстательством Твоим и наступлением. На Небеси у Престола Всеблагаго Бога никтоже да изыдет отсюда упования своего тощ и неуслышан.

О, Пречудная и высшая всех тварей небесных и земных Богомати Дево, благодарне поминая преславная чудеса от святого образа Твоего дарованная, молим Тя, Всеблагая, не лиши от него и нас дивного знамения во спасение наше. Помяни щедроты Твоя древния, в судьбах Отечества нашего явленная, и да престанем вси от лукавств своих имидже прогневахом Тя в век сей мятежный удалением от любве еюже возлюби и возрасти нас Церковь святая.

О, Премудраянебесная началоводительнице ко спасению инокинь обители именем Твоим нареченной юже избрала еси в достояние Свое на месте сем Тобою благословеннем, яви ю пристанище тихое всем скорбящим и обремененным и чающим блаженныя вечныя жизни. Озари убо души наша светом Божественныя благодати Твоея, покрый нас от всякого зла, скорби и печали, огради от всякия напасти, клеветы человеческия и навета вражия.

Немощным и болящим здравие даруй, кающихся грешников прости и от плена страстей свободи, отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя светом богопознания просвети и святей Апостольстей Церкви причти. Молим Тя, умиленно, сохрани и помилуй пастырей Церкви Православныя и всех верных чад ея, утверди житие наше в мире, управи пути и советы наша в правде, во еже открытися в них Царству Христову; даруй нам кончину христианскую, безболезненну, непостыдную, мирну, Божественных Таин причастну, и Сама нам в час той предстани и спаси посреди мытарств воздушных от мрака и скорби лютыя; в страшный же день Суда сподоби ны стати одесную Сына Твоего Христа Бога нашего. Молим Тя, Дево Всепетая, призри благосердием Твоим на обитель сию и сохрани ю до века целу и неврежденну, да выну чистотою возвышается и славится в ней величество Единосущныя Троицы и Твое препетое и преблагословенное имя во веки.

Где находится

В настоящее время оригинальный образ Козельщанской Божией Матери находится в Красногорском Покровском женском монастыре, что расположен в Киевской епархии.

Помимо оригинала существует ещё несколько списков, которые находятся:

  • в Казанском храме Москвы (возле Серпуховских ворот);
  • в Благовещенском храме города Мурома;
  • в монастыре святителя Николая Угодника города Гомеля (Беларусь);
  • в монастыре Николая Чудотворца села Городок (Украина);
  • в Успенском соборе города Хельсинки.

По благословению Полтавского архиепископа Иоанна, 23-го апреля 1883 года святыня была перенесена в специально отстроенную в графском саду часовню. Годом позднее вместо часовни был возведён храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в марте 85-го года по указу Святейшего Синода была основана женская община. Главной святыней этой обители на протяжении долгого времени оставалась Козельщанская икона Божией Матери.

В 1929 году обитель закрыли. Перед тем, как врата монастыря окончательно замкнулись последние из прихожан стали свидетелями того, как лик Богородицы зарыдал кровавыми слезами. Но игумению Олимпиаду, отвечавшую в то время за обитель, заставляли подписать документ, в котором утверждалось, будто жидкость на иконе – это не кровь, а всего лишь краска.

Игумения отказалась, за что, вместе с монахиней Феофанией и рабой Божией Анной, была отправлена в Полтавскую тюрьму. Спустя семь лет Олимпиаду, всё ещё пребывавшую в заключении замучили до смерти.

В ходе немецкой оккупации (1941 год) монастырь вновь открылся, но его существование длилось недолго, лишь до 1949 года. Тогда Икона вновь окропилась кровавыми слезами. После этого на протяжении долгих лет образ скрывали в своих жилищах бывшие монахини.

Ссылка на основную публикацию