Албазинская икона Божией Матери “Слово плоть бысть”
Албазинская икона Божией Матери “Слово плоть бысть” – великая святыня Приамурья, свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.
Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур – за торжество Православия на Дальнем Востоке.
В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами.
Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню.
В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собою благословение возрожденному краю – чудотворную икону Божией Матери “Слово плоть бысть”, именуемую с тех пор Албазинской. В 1671 году блаженный старец основал в урочище Брусяной Камень (полтора километра от Албазина вниз по Амуру) небольшую обитель, где и пребывала святая икона в последующие годы.
Албазин обстраивался. В двух храмах города – Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца – возносили Бескровную Жертву албазинские священники. Невдалеке от города (вверх по Амуру) был основан еще один монастырь – Спасский. Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского государства, находило у русских защиту от набегов хищных китайских феодалов.
В Москве не забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную оборону, улучшали управление краем. В 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Заботились о духовном окормлении приамурских племен. Поместный Собор Русской Церкви в 1681 году принял решение о посылке в дальние города, на Лену и Амур, “в дауры”, “людей духовных – архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законом”. Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом.
Слуги богдыхана готовили, между тем, новое нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685 года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.
Но Божия Матерь не оставила Своим заступлением избранного Ею града. Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг “наспех, днем и ночью” стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине.
Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Началась героическая пятимесячная оборона Албазина – “Албазинское сидение”, занимающее почетное место в истории Русской боевой славы. Трижды – в июле, сентябре, октябре – бросались войска богдыхана на штурм деревянных укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов.
К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек.
Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.
Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще одно служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к пленному священнику Максиму, “проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве”, митрополит Игнатий писал: “Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается”.
Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды – появились первые крещенные китайцы. Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири (+ 1727), писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников в течение двух с половиной столетий до самого недавнего времени.
Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского (+ 1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского (+ 1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы – Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года – более тридцати поселений, среди них три города – Хабаровск, Благовещенск, Софийск.
В мае 1858 года, в день Святителя Николая Угодника, в Усть-Зейский казачий пост прибыли Н. Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий. Святителем Иннокентием был здесь заложен храм в честь Благовещения Божией Матери – первое здание нового города. По имени храма и город был назван Благовещенском – в память о первой победе над китайцами в праздник Благовещения в 1652 году и в память о храме Благовещения в Иркутске, в котором начинал свое священнослужение Святитель Иннокентий, а также в ознаменование того, что “отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с Российскими владениями”. Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Святой Защитнице Приамурья пред Ее чудотворной Албазинской иконой. Молитвы их были услышаны: Айгунский (1858 года) и Пекинский (1860 года) договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и Приморье.
В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением.
. Летом 1900 года, во время “Боксерского” восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.
Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Православный народ чтит ее не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей. Верующие молятся пред иконой за матерей во время их чревоношения и родов – “дарует бо Богородица верным обильные дары целебные от неистощаемого источника святыя иконы Албазинския”.
АЛБАЗИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
![]() |
Албазинская икона Божией Матери |
Албазинская икона Божией Матери “Знамение”, именуемая “Слово плоть бысть”
Икона Албазинского острога
Образ прославился в Амурском крае в XVII веке, в период освоения и заселения Даурии. Икона ранее именовалась “Слово плоть бысть”, а новое название получила от Албазинского острога, основанного казаками в 1651 году на левом берегу Амура. В 1665 году икона была принесена в Албазин из Киренского острога иеромонахом Ермогеном, основателем Усть-Киренского Троицкого монастыря; в 1671 году, по устроении им мужского монастыря во имя Всемилостивого Спаса, образ был перенесен туда.
С чудесным заступничеством Пресвятой Богородицы связывают героическую историю обороны Албазина и поспешное отступление маньчжуров в 1685 году от захваченной ими крепости – они не успели даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Однако, в результате осады Спасская обитель была разрушена, и в августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Старец Ермоген, возвращаясь в Усть-Киренский монастырь, оставил чудотворный образ в Сретенске, городе на реке Шилке, впадающей в Амур.
Дальневосточная святыня в Благовещенске
В 1868 году икона была перевезена в Благовещенск и помещена в кафедральный собор Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским 25 июня 1868 года при первом вступлении его в свой епархиальный город». [1]
В 1885 году при содействии епископа Камчатского Гурия (Буртасовского) было установлено еженедельное чтение акафиста перед иконой, заканчивавшееся молитвой об избавлении от «тлетворных ветр и смертоносныя язвы» (икона явила чудеса во время эпидемии). В 1895 году при ходатайстве епископа Макария (Дарского) указом Святейшего Синода был учрежден епархиальный праздник в честь чудотворной Албазинской иконы, отмечавшийся 9 марта.
Летом 1900 года, во время “Боксерского восстания” в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.
С 1902 года ежегодно, после второго дня Святой Троицы, икона совершала длительный путь по Дальнему Востоку. От кафедрального собора до Зейской переправы ее торжественно провожали соединенные крестные ходы от всех церквей во главе с епископом, затем на специальном пароходе вверх по Амуру икона двигалась до Николаевска-на-Амуре, вниз по амурским притокам и на остров Сахалин; примерно через 2 месяца образ возвращался в Благовещенск.
В 1924 году кафедральный собор сгорел, и икона была передана в Ильинскую церковь, имущество которой 10 мая 1938 года по решению горсовета поступило в Амурский областной музей краеведения в Благовещенске.
В конце 1991 года икона была возвращена Русской Православной Церкви и крестным ходом перенесена в Благовещенский кафедральный собор. По инициативе епископа Благовещенского Гавриила была возобновлена традиция крестных ходов с иконой по Дальнему Востоку из Благовещенска до Николаевска-на-Амуре на теплоходе «Миклухо-Маклай»; в конце апреля 2000 года чудотворный образ на военном самолете возили на Сахалин; 1 мая икона была отправлена в специальном вагоне поезда в Москву, где с 7 по 13 мая находилась в мужском монастыре Сретения Владимирской иконы Божией Матери; на обратном пути святыню привозили в Иркутск и Читу.
Осенью 2003 года величественным крестным ходом икона была перенесена в новосозданный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенске.
Описание
Иконография иконы сходна с изображением Божией Матери «Знамение», но руки Богоматери обращены вниз. Главная отличительная особенность – изображение в полный рост Младенца Христа в препоясании. Десница Его прижата к груди, левая рука опущена вниз. По обеим сторонам фигуры Богоматери – 2 шестикрылых серафима.
Абазинская икона Божией матери. Значение иконы
Великая святыня получила название от крепости Албазин, которая была построена на Амуре в 1650 г. В те времена мечтал покорить Сибирь китайский богдыхан. Но путь ему преграждал Албазинский острог. В 1652 г. произошло первое столкновение между русскими и китайцами. Тогда накануне Благовещения амурчане победили, но это было только начало противостояния. Албазин был сожжен, а его жителей враги угнали в Китай.
И тогда Пресвятая Богородица свою милость явила к земле русской. В 1665 г. удалось вернуть Албазин, именно тогда появился на Амуре блаженный старец Ермоген с чудотворной иконой. Албазинская икона Божией Матери покровительствовала воинству на амурской земле. Она находилась в урочище под названием Брусяной камень, который основал старец.
С какими молитвами нужно обращаться к святой?
Большой силой обладает Албазинская икона Божией матери. О чем молятся православные перед ее ликом? На иконе изображено чревоношение Богомладельца.
- Если женщина страдает от бесплодия, и у нее не получается забеременеть, то ей в силах помочь Чудотворный образ Божией матери. Главное, чтобы было желание иметь детей. Молитвенное прошение избавляет от недругов, препятствующих зачатию. Женщина, которая искренна в своих молитвах, Бог дарует ребенка.
- Обращаться с молитвой следует к святыне Приамурья, чтобы дети родились здоровыми.
- Усердная молитва поможет будущей матери не страдать от болезней и мук при родах.
- Заступница услышит и тех, кто страдает различными недугами, и облегчит мучения.
- Матери молятся о защите для своих детей и о том, чтобы они не болели.
- Люди с неопределенной судьбой тоже обращаются за помощью. Перед теми, у кого были лишь туманные перспективы, открываются новые возможности.
Празднование в честь иконы
Чудотворный образ был оставлен Ермогеном в Сретинске, откуда Преосвященный Вениамин перевез его в Благовещенск-на-Амуре, а впоследствии епископ Гурий установил особенное празднование. Праздник Албазинской иконы Божией Матери выпадает на 9 марта по старому стилю и 22 марта по нынешнему летоисчислению. Каждую неделю в пятницу совершается молебен и чтение акафиста.
День Албазинской иконы Божией Матери знаменуется проведением божественной литургии, в которой участвует духовенство епархии. Знаменательно, что праздник святой совпадает с днем народного единства в Приамурском крае. Люди любят Заступницу небесную, которая щедро дарует дары прихожанам. Она покровительствует русскому воинству уже более 300 лет и помогает матерям во время родов.
Значение святыни
Образ Албазинской иконы Божией Матери утешает верующих и страждущих: милосердная Заступница слышит молитвы нас грешных и помогает нам успокоиться. Албазинскую икону Божией Матери знают хорошо все, кто родился и вырос в Приамурье. Она покровительствует всему Дальнему Востоку. Святой образ почитается жителями Амурского края. Он явился источником новых чудес. Амурчанам удалось выжить во время страшной эпидемии моровой язвы. Заступничество Богородицы отогнало китайцев от стен города в 1900 г. в течение 19 дней осады в храме непрерывно читали акафисты и проводили службу. Если говорить о том, какое Албазинская икона божией Матери значение имеет для русского Приамурья, то его трудно переоценить. Так, в 2013 г. началось сильное наводнение. Казалось, ничто не могло остановить разбушевавшуюся стихию. Чтобы большая вода отступила, Епископ Лукиан облетел пострадавшие районы на вертолете, и чудо произошло. Вода покинула окрестности Благовещенска. Чудотворный образ вновь помог, как уже делал много раз в тяжелые времена испытаний и потрясений. При создании иконы на доску с размерами 73х67 см с левкасовым покрытием наносилось изображение темперой. Во время реставрационных работ некоторые места были обновлены с помощью масляных красок. Проведенная реставрация позволила восстановить красоту шедевра русской иконописи.
Албазинская икона Божией Матери
Чудотворные образы Божией Матери всегда были почитаемы среди православных верующих. Одной из самых удивительных святынь является Албазинская икона Пресвятой Богоматери.
Албазинская икона Божией Матери является одной из самых почитаемых. Ее история не менее удивительна, чем чудеса, которые она может сотворить. На протяжении многих лет люди обращались за помощью к Деве Марии, и, как показывает опыт, не зря. Сейчас вы сможете узнать о всех особенностях и истинном значении данного образа.
История Албазинской иконы Божией Матери
Свое название икона получила в честь крепости Албазин, расположенной на Дальнем Востоке. Когда в 1865 году враги окружили крепость и заставили защитников отступить, последние забрали с собой лишь икону Богоматери. Спрятавшись в Благовещенске, воины стали молиться перед иконой, и уже после этого враги в страхе покинули город. После войны божественный образ Пресвятой Богородицы еще не раз выручал мирных жителей от нападок безбожников.
Описание образа Богоматери
В центре иконы расположена Божья Матерь, держащая в руках фигуру Сына Божьего. В левой руке Иисуса Христа находится свиток со Священным Писанием, а правой рукой Спаситель благословляет верующих. Главный смысл иконы — показать, что мы всегда можем обратиться за помощью к Святым, и если наше обращение будет искренним, то они никогда не останутся безответными.
В чем помогает чудотворный образ
Можно сказать, что Албазинская икона Божией Матери — символ защиты. Она защищала верующих в самые тяжелые времена, а сама Богоматерь всегда помогала тем, кто искренне просил ее об этом. Помолившись перед ликом Пресвятой Богородицы, вы обязательно обретете то, о чем просите.
Где находится Албазинская икона Божией Матери
По сей день остается неизвестным имя иконописца, чьей кисти принадлежит Албазинская икона Богоматери. Однако известно, что сам образ на данный момент находится в Благовещенском храме.
Молитва перед иконой
«О, Пресвятая Богородица, заступница наша! Помоги же нам во времена тяжелые, не оставь нас без поддержки Своей. Услышь просьбы всех, кто обращается к Тебе, и не оставь их без ответа. Во все времена ты защищала всех, кто выступал за защиту веры христианской. Так и сейчас защити нас от врагов и безбожников, что на жизнь нашу посягают. Аминь».
Дата празднования иконы
Ежегодно празднование иконы проходит 22 марта. В этот день верующие могут посетить церковь и помолиться перед великим образом нашей Заступницы.
Нет ничего важнее на свете, чем наши близкие люди, поэтому нам так важно, чтобы они всегда были счастливы и здоровы. Чтобы защитить свою семью, обратитесь за помощью к Высшим силам, а поможет вам в этом чудотворная молитва. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2020
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Икона Богородицы « Слово плоть бысть » Албазинская
Празднование:
История
Албазинская икона Божией Матери “Слово плоть бысть” — великая святыня Приамурья, свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.
Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур — за торжество Православия на Дальнем Востоке.
В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами.
Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню.
В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собою благословение возрожденному краю — чудотворную икону Божией Матери “Слово плоть бысть”, именуемую с тех пор Албазинской. В 1671 году блаженный старец основал в урочище Брусяной Камень (полтора километра от Албазина вниз по Амуру) небольшую обитель, где и пребывала святая икона в последующие годы.
Албазин обстраивался. В двух храмах города — Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца — возносили Бескровную Жертву албазинские священники. Невдалеке от города (вверх по Амуру) был основан еще один монастырь — Спасский. Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского государства, находило у русских защиту от набегов хищных китайских феодалов.
В Москве не забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную оборону, улучшали управление краем. В 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Заботились о духовном окормлении приамурских племен. Поместный Собор Русской Церкви в 1681 году принял решение о посылке в дальние города, на Лену и Амур, “в дауры”, “людей духовных — архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законом”. Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом.
Слуги богдыхана готовили, между тем, новое нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685 года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.
Но Божия Матерь не оставила Своим заступлением избранного Ею града. Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг “наспех, днем и ночью” стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине.
Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Началась героическая пятимесячная оборона Албазина — “Албазинское сидение”, занимающее почетное место в истории Русской боевой славы. Трижды — в июле, сентябре, октябре — бросались войска богдыхана на штурм деревянных укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов.
К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек.
Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.
Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще одно служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к пленному священнику Максиму, “проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве”, митрополит Игнатий писал: “Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается”.
Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды — появились первые крещенные китайцы. Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири († 1727), писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников в течение двух с половиной столетий до самого недавнего времени.
Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского († 1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского († 1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы — Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года — более тридцати поселений, среди них три города — Хабаровск, Благовещенск, Софийск.
В мае 1858 года, в день Святителя Николая Угодника, в Усть-Зейский казачий пост прибыли Н. Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий. Святителем Иннокентием был здесь заложен храм в честь Благовещения Божией Матери — первое здание нового города. По имени храма и город был назван Благовещенском — в память о первой победе над китайцами в праздник Благовещения в 1652 году и в память о храме Благовещения в Иркутске, в котором начинал свое священнослужение святитель Иннокентий, а также в ознаменование того, что “отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с Российскими владениями”. Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Святой Защитнице Приамурья пред Ее чудотворной Албазинской иконой. Молитвы их были услышаны: Айгунский (1858 года) и Пекинский (1860 года) договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и Приморье.
В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением.
. Летом 1900 года, во время “Боксерского” восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.
Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Православный народ чтит ее не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей. Верующие молятся пред иконой за матерей во время их чревоношения и родов — “дарует бо Богородица верным обильные дары целебные от неистощаемого источника святыя иконы Албазинския”.
Албазинская икона Божией Матери
Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» – икона с Изображением Богородицы и Младенца Христа, считающаяся чудотворной, также называемая Защитницей Амура. Свое название берет от крепости Албазин, которую основал землепроходец Ерофей Хабаров в 1650 г. Сейчас на месте крепости стоит село Албазино.
Где и кем икона была написана, доподлинно неизвестно. Специалисты определяют ее примерный возраст около 400 лет.
Часть названия «слово плоть бысть» – цитата из Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).
Тип иконографии — Оранта, что означает Молящаяся. Албазинская икона изображает чревоношение Богомладенца. Ее выделяет особый образ изображения Приснодевы и Младенца в Утробе Матери.
История Албазинской иконы
Крепость Албазин, с которой связано первое появление чудотворной иконы, после основания Хабаровым, остается предметом ожесточенных споров между русскими и китайцами. Последние пытаются завоевать ее и после серии набегов им это удается – крепость сжигают дотла.
Позже, уже в 1665 году, русские вновь обретают крепость и восстанавливают ее. Тогда лишь вера в заступничество Пресвятой Богородицы от язычников поддерживает людей. Старец Ермоген, основавший Усть-Киренский монастырь, желая укрепить дух солдат в непростое время, приходит в Албазин со святыми иконами — в их числе икона «слово плоть бысть», позже названная Албазинской. Оставшись там, в 1671 году Ермоген основывает рядом с Албазином один из первых мужских монастырей на Амуре, где чудотворная икона пребывает вплоть до 1680-х годов. Но набеги китайских войск продолжаются, и старец покинул обитель, ради сохранения Албазинской иконы икону перевозит ее в Сретенск.
Свое нынешнее место святыня получает, когда в 1865 году епископ Камчатский Вениамин (Благонравов) доставляет священную икону в Благовещенск, поместив ее в Кафедральный собор. Для святого образа специально изготовляют оклад из чистого серебра, в который бережно «одевают» святыню.
Во время нашествия мора молитвы об исцелении и прекращении язвы икона являет чудо и разносится весть о чудотворности Албазинской иконы. Синод по просьбе епископа постановляет учредить крестный ход. Служатся молебны с чтением акафиста.
Тогда же официально выбирают день празднования святой иконы – 9/22 марта.
Начиная с 1900-х годов, ежегодно, Албазинская икона стала совершает торжественный крестный ход по всему Дальнему Востоку – ее путь сопровождают торжественные крестные ходы. Самые трудоемкие участки пути святую икону перевозят пароходом и поездом. За несколько месяцев святыня успевает побывать в многих населенных пунктах.
В 1916 году иконом Божией Матери «Слово плоть бысть» освящают Амурский мост, входящий в Транссибирскую железнодорожную магистраль. На открытии моста проводят молебен.
В 1924 Благовещенский Собор сносят, и чудотворную икону чудом спасают в Ильинской часовне. Позже, в 38-м ее изымают в Амурский Областной Краеведческий музей.
И лишь в 1991 году святыню наконец возвращают в лоно православной Церкви. Албазинская икона Божией Матери «Слово Плоть Бысть» находится в городе Благовещенске, в Благовещенской церкви, где пребывает и поныне.
Существует предание, что во время осады китайскими войсками Благовещенска в 1900 году китайцы видели Белую Женщину с ребенком на руках и прекращали огонь.
Албазинскую чудотворную икону почитают как Помощницу Матерей – перед ней обычно молятся о благополучной беременности и родах.
Молитва к Божией Матери перед Ея иконой Албазинской «Слово плоть бысть»
Богоро́дице Де́во, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, Засту́пнице ро́да христиа́нскаго! Пред чудотво́рною ико́ною Твое́ю предстоя́ше, отцы́ на́ши моли́ша Тя, да яви́ши покро́в Твой и заступле́ние стране́ Приаму́рстей. Те́мже и мы ны́не мо́лим Тя: град наш и страну́ сию от нахожде́ния иноплеме́нных соблюди́ и от междоусо́бныя бра́ни сохрани́. Да́руй ми́рови мир, земли́ плодо́в изоби́лие; сохрани́ во святы́ни па́стырей на́ших, во святы́х хра́мех тружда́ющихся: осени́ вседержа́вным покро́вом Твои́м строи́телей и благотвори́телей их. Утверди́ в правове́рии и единомы́слии бра́тий на́ших: заблу́ждших же и отсту́пльших от правосла́вныя ве́ры вразуми́ и соедини́ Святе́й Це́ркви Сы́на Твоего́. Бу́ди всем притека́ющым к чудотво́рней ико́не Твое́й покро́в, утеше́ние и приста́нище от вся́ких зол, бед и обстоя́ний, Ты бо еси больны́х исцеле́ние, скорбя́щих утеше́ние, заблу́дших исправле́ние и вразумле́ние. Прии́ми моле́ния на́ша и вознеси́ я ко Престо́лу Всевы́шняго, яко да твои́м предста́тельством соблюда́еми и покро́вом Твои́м осеня́еми, просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Албазинская икона Божией Матери
«Слово плоть бысть»
День празднования – 9/22 марта
Место пребывания Албазинской иконы – Благовещенский кафедральный собор
675000, г. Благовещенск, пер. Релочный, 15, тел. (8-4162) 33-16-24
Иконография Албазинской иконы
Время написания
Точное время, место и обстоятельства создания Албазинской иконы неизвестны. По оценкам исследователей, она была написана в начале XVII в. — т.е. ей около 400 лет.
Техника написания
Икона писана темперными (пигментными) красками по левкасу – специальному меловому грунту, нанесенному на деревянную доску. Размер доски — 67,5х73,5, толщина – от 2,2 до 3,1 см.
Иконография
Иконографический тип – Оранта («Молящаяся»), разновидность – Знáмение. Сюжет иконы — чревоношение Богомладенца.
Богословское содержание
Первое название Албазинской иконы, «Слово плоть бысть», — цитата из Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).
«Слово» – это одно из имен Бога Сына, Мессии, Христа. Образ, исторически связанный с рождением Приамурья как русской земли, свидетельствует о самом важном событии в истории человечества – Рождении Творца и Спасителя Мира от Пречистой Девы.
Богомладенец Иисус на иконе в левой руке держит свиток – еще один символ Слова. Правой – благословляет смотрящих на Него людей, ради которых Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7).
Албазинская икона – в первую очередь, о Боговоплощении. А еще – о том, что подвиг Божией Матери вознес Ее выше херувимов и серафимов, и о том, что Она – Заступница людей, расстилающая над ними Свой Богоматеринский Покров.
История Албазинской иконы
Отряд беглого приказчика Никифора Черниговского, в составе которого был «черный поп Ермоген», прибыл в заброшенный Албазинский острог зимой. Это мог быть ноябрь-декабрь 1665 г. или январь 1666 г. С собой старец принес три чтимых иконы – Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного и Божией Матери «Слово плоть бысть».
По преданию, они видели на полях Белую Жену на белом коне, которая «шибко топтала, топтала» их ряды, не подпуская сжечь посевы.
Иеромонах Ермоген вместе с чудотворной Богородичной иконой ушел обратно в основанный им Усть-Киренский монастырь.
Историческое описание Киренского монастыря, опубликованное в 1841 г., утверждает, что, покинув Албазин, старец Ермоген оставил Албазинскую икону в Сретенске. Однако это поселение появилось на карте под именем Нижний или Новый острог только в 1689 г.
Из-за этого несовпадения некоторые исследователи предполагают, что какое-то время чудотворный образ мог находиться в Нерчинске – как минимум, до 1734 г., когда в Сретенске появилась церковь.
Икону епископу Вениамину перед его отбытием в Амурскую область поднесли священник Сретенской церкви Симеон Стуков и казаки забайкальского войска, «чтобы она снова возвратилась в ту местность, откуда угнетение язычников заставило ее более ста лет находиться под защитою здешнего (Сретенского) православного прихода».
Поздравляя бывшего Преосвященного Камчатского Вениамина с 25-летием служения в архиерейском сане, почетные жители Благовещенска и Хабаровска в своем адресе написали следующее:
«Залог Вашей любви к [Преданной Вам Камчатской пастве], в дарованной Вами в благословение Албазинской иконе Божией Матери, знаменитой по древности по присущей ей благодати Божией, обильно открывающейся в душевных утешениях молящихся пред нею и особенно в получении облегчения и исцеления от многоразличных болезней, составляет для нее многоценное сокровище.
Посему благодарное воспоминание о Вас в Камчатской епархии, особенно в Благовещенске, будет сохраняться во веки верков при теплых сердечных молитвах верующих перед этою святыней».
Осенью 1885 г. он положил начало еженедельному чтению акафиста перед чудотворной Албазинской иконой Богоматери. Оно совершалось каждое воскресенье в 16 часов.
Преосвященный Гурий также учредил дату епархиального праздника в честь Албазинской иконы – 9/22 марта. Впервые его отметили в 1886 г., на всенощном бдении архиерей рассказывал благовещенцам о славной истории и чудесах чтимого образа.
По свидетельству архиерея, после установления почитания иконы в Благовещенске и его окрестностях прекратились эпидемии дифтерита и скарлатины.
В этом же году в Благовещенске была выпущена брошюра «Албазинская икона Божией Матери» с историческими сведениями о ней.
Резолюция Синода №2338 от 22 августа 1895 г. официально закрепила дату праздника в честь Албазинской иконы Божией Матери 9/22 марта и ее наименование в общецерковном месяцеслове.
Основной и самой удобной мишенью китайцев был кафедральный собор на набережной, в котором пребывала чудотворная Албазинская икона, однако за 19 дней обстрела атакующие ни разу не попали в него.
Как рассказывали сами китайцы, из числа нападавших они видели на берегу Амура красивую Белую Женщину с ребенком на руках и не могли вести прицельный огонь из страха и жалости к Ней.
В память о чудесном событии в Благовещенске был установлен ежегодный общегородской праздник с крестным ходом до Триумфальной арки, молебным пением и парадом войск. Отмечался он 2 августа с 1902 по 1904 гг. Добрую традицию прервало начало Русской-японской войны.
Путешествие чтимого образа по селениям было настолько востребовано амурчанами, что сразу стало ежегодным. 3 сентября 1904 г. Святейший Синод утвердил обнесение иконы уже по 93 населенным пунктам.
Святыня отсутствовала в Благовещенске 4,5 месяца. Маршрут ее следования по Приамурью был различен – в один год она объезжала территорию современной Еврейской автономной области, Хабаровского и Уссурийского края, в следующий – все районы Амурской области, включая самые трудодоступные северные селения. Этот путь Албазинская святыня преодолевала на пароходах, поездах и повозках в сопровождении, как минимум, двух священников – одного благовещенского и одного местного.
С 1907 г. по рекомендации епископа Владимира (Благоразумова) в «Благовещенских епархиальных ведомостях» начали печатать маршрут ее следования с датами прибытия святыни в разные населенные пункты.
После первого удачного опыта малое изнесение чудотворного образа тоже решили сделать ежегодным — «для объединения всего православного населения города в чувствах достойного чествования и прославления местной святыни, для собственного его религиозного воодушевления, в память милости Божией Матери к населению города и области, явленной в 1911 г. в факте предотвращения от него страшной болезни чумы».
Традиция прервалась в 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны.
На тот момент этот мост был самым длинным в Европе и одним из самых совершенных. Конструкция его пролета на Всемирной выставке в Париже удостоилась золотой медали – такую же награду получила, например, Эйфелева башня.
В 1920 г. чудо инженерной мысли во время нападения японцев взорвали отступающие русские партизаны. После победы на Дальнем Востоке советской власти «царский» мост долго пытались починить. Сквозное движение по нему вновь открылось 22 марта 1925 г. – в праздник Албазинской иконы Божией Матери.
По данным протоиерея Михаила Польского, автора книги «Новые мученики Российские» (1949 г.), в ночь на 12 июля 1924 года неизвестные подожгли Благовещенский кафедральный собор.
До начала пожара из храма были вынесены все ценности – в том числе чудотворный Албазинский образ. Он был перенесен в Пророко-Ильинскую церковь в Забурхановской слободе (сейчас район ул. Забурхановской-Шевченко), которая тогда принадлежала обновленцам.
Областной музей вернул православным 72 предмета из 73 – всё, кроме чудотворного Албазинского образа, объяснив это тем, что икона «была нарисована 90 лет назад, т.е. когда начинал строиться г. Благовещенск» и потому представляет историческую ценность.
17 ноября 1991 г. Албазинскую икону Божией Матери крестным ходом перенесли из областного музея в храм по ул. Горького. Такое массовое молитвенное шествие по городу с чудотворным образом совершалось также в 1993 и 1994 году – по просьбе губернатора Альберта Кривченко.
8 августа 1992 года Албазинская икона впервые в новейшей истории Приамурья приехала в Албазино – проводить в последний путь защитников старинной крепости.
Проводя раскопки на месте исторического казачьего острога, археолог Александр Артемьев, проводивший раскопки острога, обнаружил в одной из землянок останки 57 человек, в том числе детей. Не дожидаясь окончания работы экспедиции, ученый обратился к епископу Хабаровскому и Благовещенскому Иннокентию с просьбой прислать священника и похоронить найденных албазинцев по православному обряду — в присутствии Албазинской святыни.
Города, в которых Албазинская икона побывала в начале XXI в.
Источники:
http://drevo-info.ru/articles/9553.html
http://obikonah.ru/abazinskaja-ikona-bozhiej-materi.html
http://dailyhoro.ru/article/albazinskaya-ikona-bozhiej-materi/
http://azbyka.ru/days/ikona-slovo-plot-byst-albazinskaja-znamenie
http://omolitvah.ru/ikony/albazinskaya-ikona-bozhiey-materi/
http://blaginform.ru/albazinskaya-ikona/
http://drevo-info.ru/articles/7637.html